В компьютерной графике тон это уровень (оттенок) цвета. Тоновое изображение имеет непрерывную шкалу градаций серого от белого до черного. Для одного цвета число таких градаций (ступеней) в цветовой модели RGB равно 256 (8 бит ).
Смысл тоновой коррекции фотоизображения состоит в придании фотографии максимального динамического диапазона за счет настройки яркости и контрастности изображения. Для оценки и коррекции яркости и контрастности изображения (его тоновой коррекции) в редакторе используются гистограммы .
Новый термин
Гистограмма - столбчатая диаграмма, отображающая количество пикселей изображения (по вертикали), имеющих заданный уровень яркости (по горизонтали). В другой формулировке гистограммой называется график, отображающий распределение пикселей изображения по яркости. При построении этого графика по оси X откладываются значения яркостей в диапазоне от 0 (черный) до 255 (белый), а по оси Y - количество пикселей, имеющих соответствующее значение яркости.
Специалисту в компьютерной графике анализ гистограмм позволяет понять, какие тоновые области изображения нуждаются в коррекции, и в какой именно ( рис. 1.16).
При рассматривании гистограмм на светлом фотоизображении основная горка пикселей смещена вправо, на темном - влево, а в нормальном изображении она находится посередине гистограммы.
В светлом изображении все объекты ярко высвечены. Примером таких изображений могут служить фотографии ярко освещенных светлых предметов. Области теней и средних тонов таких изображений обычно содержат мало информативного материала и не представляют интереса.
В темном изображении многие важные детали скрыты (теряются) в теневых областях. Средние тона и света выделены слабо. Такие изображения получаются при фотосъемке в условиях недостаточной освещенности.
Нормальные изображения характеризуются наивысшим качеством, то есть равномерным распределением тонов по всем трем областям: светам, средним тонам и теням.
Итак, гистограммой называется график , отображающий распределение пикселей изображения по яркости. Инструмент Гистограмма (Histogram) позволяет оценить динамический диапазон изображения, то есть разницу между его самым ярким и самым темным участком (разброс между минимальной и максимальной яркостью изображения). Другими словами, с помощью гистограммы вы также можете определить, какие тоновые области доминируют: тени (темные области), света (светлые области) или средние тона. В Adobe Photoshop проверка динамического диапазона изображения выполняется командой Изображение | Коррекция | Уровни .
В Adobe Photoshop инструментом коррекции гистограммы является инструмент Уровни (Levels) . С помощью Уровней (за счет изменения яркости и контрастности изображения) можно изображение сделать более светлым или более темным, то есть улучшить его динамический диапазон . Иначе говоря, с помощью гистограмм вы можете оценить качество изображения, а с помощью уровней это качество улучшить. Для работы с гистограммой в уровнях имеется инструмент Установка точки черного , инструмент Установка точки серого и инструмент Установка точки белого . В соответствии с гистограммой тоновую характеристику изображения можно отнести к одному из трех типов: светлому, темному или нормальному.
Точка белого - это самая яркая светлая точка изображения. Соответственно, точка черного - точка изображения с минимальной яркостью (самая черная). Серая точка находится между белой и черной.
Итак, набор из трех пипеток предназначен для установки значений белой и черной точек и значения коэффициента гаммы путем указания их непосредственно на редактируемом изображении с помощью выбора соответствующей пипетки.
Помимо пипеток, управляющих точками, уровни имеют ползунки-треугольники между крайними треугольниками, характеризующими значение светов и теней изображения, расположен третий треугольник, который предназначен для управления яркостью в области средних тонов изображения. Этот элемент управления в растровой графике имеет специальное название - коэффициент гамма , а действия выполняемые путем перемещения среднего треугольника, называют настройкой гаммы. Установка значения этого параметра меньше 1 (это значение задается по умолчанию), приводит к затемнению изображения и, наоборот, больше 1 - к осветлению изображения в области средних тонов. В обоих случаях происходит изменение контрастности изображения.
Новый термин
Гамма - коэффициент контраста в средних тонах изображения.
Параметрами раздела Выходные уровни (Output Levels) можно управлять точно так же, как и входными параметрами. Однако в отличие от них, здесь перемещение левого треугольника приводит к осветлению более темных пикселов (теней), и, наоборот, перемещение правого треугольника затемняет более светлые пикселы (света).
Нажатие кнопки Авто (Auto) является альтернативой выполнения специальной команды Авто Уровни (Auto Levels) . Оно приводит к запуску процедуры автоматической тоновой коррекции, сущность которой состоит в отбрасывании заранее установленного количества самых светлых и самых темных пикселов изображения.
Список Канал (Channel) предоставляет доступ к любому цветовому каналу с помощью раскрывающегося списка. С его помощью вы можете выполнять настройки входных и выходных значений яркости отдельно для каждого канала раздельно.
Примечание
Смысл тоновой коррекции состоит в придании изображению максимального динамического диапазона, что в свою очередь это напрямую связано с настройкой яркости изображения. Однако не только гистограммы и уровни служат для оценки и коррекции яркости и контрастности изображения (его тоновой коррекции). Photoshop предоставляет широкий набор подобных средств, среди которых можно отметить инструменты Кривые (Curves) , Яркость (Brightness) и Контраст (Contrast) .
Кривые
Для вызова этого инструментального средства в Photoshop используется команда Изображение (Image) | Коррекция (Adjust) | Кривые (Curves) или соответствующая ей комбинация клавиш Ctrl+M . По принципу действия команда Кривые близка к команде Уровни , но только здесь для настройки яркости изображения вместо гистограммы используется инструментальное средство, известное под именем настроечная кривая в виде прямой линии с наклоном 45 градусов. Если кривая в исходном состоянии не изменена, то все входные (исходные) и выходные (отредактированные) пиксели имеют идентичные значения яркости - рис. 1.17 .
Рис.
1.17.
Кривая (curve) - это график , с помощью которого осуществляется преобразование спектрального диапазона исходного изображения ( входные данные ) к спектральному диапазону скорректированного изображения ( выходные данные ).
Если в инструменте Уровни для настройки яркости используются только три области (света, тени и средние тона), то в инструменте Кривая вы меняете контраст одновременно во многих яркостных диапазонах изображения. В этом главное отличие этих инструментов, один из которых более тонкий, а другой - грубее.
Устанавливая наклон кривой более 45 градусов (выпуклая кривая вверх), вы расширяете диапазон тонов или цветов, входящих в соответствующие области изображения, делая его контрастнее и светлее. Наоборот, установка вогнутой вниз кривой приводит к сужению диапазона тонов и, как следствие, - к уменьшению контраста и затемнению изображения.
Совет
Используйте вогнутые настроечные кривые для исправления недостаточной экспозиции (недостаток деталей в тенях) и выпуклые - для избыточной экспозиции (недостаток деталей в светах).
Большая часть элементов управления (пипеток и ползунков) окна диалога Кривые (Curves) не отличается от уже рассмотренного ранее окна диалога Уровни (Levels) . Поэтому имеет смысл остановиться только на новых элементах. Это кнопка свободного рисования кривых (Draw to Modify the curve ) с изображением карандаша. Если в обычном режиме редактирование формы кривой производится путем установки на кривой до 16 точек и последующего перетаскивания их с помощью мыши, то с использованием инструмента Freehand (Свободная) вы можете нарисовать с помощью мыши любую форму настроечной кривой. После окончания рисования нажмите на кнопку Плавный (Smooth) для сглаживания острых углов кривой.
Яркость/Контрастность
Команда Яркость (Brightness)/Контрастность (Contrast) используется для одновременной коррекции яркости и контраста изображения, то есть не раздельной настройкой каждого из трех тональных диапазонов (теней, средних тонов и светов), а коррекции сразу всего изображения. И хотя это средство не обладает гибкостью и возможностями рассмотренных ранее инструментов Кривые (Curves) и Уровни (Levels) , зато оно выигрывает в простоте и быстроте своей работы.
Для изучения возможностей окна диалога Яркость/Контрастность (Brightness-Contrast) воспользуемся конкретным примером. Приведенное для этой цели изображение кота на рис. 1.18 имеет чрезмерно высокую контрастность, и низкую яркость, и, следовательно, плохую проработку деталей в тенях и светах. Попытаемся эти недостатки исправить.
Рис. 1.18.
Для тоновой коррекции такого изображения выполните команду Изображение (Image) | Коррекция (Adjust) | Яркость/Контрастность (Brightness/Contrast) . При этом открывается окно диалога Яркость/Контрастность (Brightness/Contrast) - рис. 1.19 .
Рис. 1.19.
Перемещая движок параметра Яркость (Brightness) вправо (повышая яркость), установите его значение до оптимальной величины яркости вашего изображения. Переместите движок параметра Контрастность (Contrast) влево до оптимального значения с целью снижения контраста изображения. Оцените полученный результат в окне активного изображения . Если он вас удовлетворяет, нажмите на кнопку OK ( рис. 1.20).
Рис. 1.20.
Цветовая коррекция и цветовой баланс
Цветокоррекция - изменение цветовых параметров пикселей (яркости, контрастности, цветового тона, насыщенности) с целью достижения оптимального цвета изображения. В Photoshop для цветокоррекции используются команды: и Оттенок/Насыщение (Hue/Saturation) .
Баланс цветов (Color balance) это соотношение цветов в изображении. Регулировка цветового баланса позволяет усилить или ослабить один цвет за счет другого дополнительного (комплиментарного ему). Например, красный цвет комплиментарен (противоположен на цветовом круге) голубому, зеленый - пурпурному, желтый - синему. В основе коррекции цвета с помощью команды Баланс цветов (Color balance) лежит уменьшение величины избыточной цветовой составляющей за счет усиления ее комплиментарного цвета. Увеличение красного цвета приводит к уменьшению голубого и, наоборот, снижение красного увеличивает содержание в изображении голубого цвета. Инструмент Цветовой баланс (Color balance) служит для цветовой коррекции всего изображения, хотя при необходимости вы можете использовать его и для коррекции выделенных областей изображения.
Цветовой тон/Насыщенность
Эти термины относятся к цветовой модели HSL и поэтому можно управлять цветовыми характеристиками изображения путем настройки цветовых компонентов этой модели: Цветовой тон (Hue) , Насыщенность (Saturation) и Яркость (Lightness) . Настроечное окно вызывается командой Изображение | Коррекция | Цветовой тон/Насыщенность или комбинацией клавиш Ctrl+U ( рис. 1.21).
Рис. 1.21.
В этом окне:
- перемещение движка Цветовой тон (Hue) осуществляется по периметру цветового круга в диапазоне от -180 до 180 градусов. После установки конкретного значения данного параметра происходит автоматическое смещение всех цветов изображения на заданную величину путем прибавления ее к градусному эквиваленту каждого цвета;
- перемещение движка Насыщенность (Saturation) вправо позволяет изменять значение этого параметра от 0 (исходное) до 100 процентов (чистый цвет без примеси серого компонента); перемещение влево - от 0 до -100 градусов (цвет исчезает, превращаясь в оттенок серого);
- параметр Яркость (Lightness) используется для подстройки яркости изображения в диапазоне от -100 процентов (все цвета превращаются в черный цвет) до 100 процентов (цвета исчезают, превращаясь в белый цвет);
- верхняя и нижняя цветовые полоски выполняют функцию окна предварительного просмотра, отображая соответственно исходный и измененный спектр изображения;
- список Редактировать (Edit) включает в себя шесть комплиментарных цветовых каналов и составной канал (Все ). Выбор одного из шести базовых цветов позволяет выполнить настройки перечисленных цветовых параметров отдельно для каждого диапазона цветов независимо от других, что дает в ваши руки инструмент для тонкой настройки всего изображения. Установка варианта Master (Все) предназначена для применения выполненных вами настроек одновременно ко всему цветовому диапазону изображения;
- флажок Тонирование (Colorize) предназначен для реализации одной из двух возможных технологий: раскрашивания черно-белого изображения одним из цветовых оттенков или для перекрашивания цветного изображения путем преобразования всей гаммы цветов в набор оттенков одного цвета.
Билет № 16.
Для анализа тонового наполнения изображения используется палитра Гистограмма в меню Окно.
Гистограмма - график специального вида, который показывает распределение пикселов по яркости, от белого к черному. Вертикальные линии показывают количество пикселей, имеющих одинаковую яркость, от самых темных (слева) до самых светлых (справа). Если гистограмма смещена влево, это темное малоконтрастное изображение, и почти все пикселы темные. Если гистограмма смещена вправо - это светлое малоконтрастное изображение, и почти все пикселы светлые. Гистограмма с пиком в центре означает, что основная масса пикселей имеет среднюю яркость. Это значит, что рисунок недостаточно контрастен. Если изображение контрастное, гистограмма имеет пики в темной и светлой областях и низкую плотность пикселов в средних тонах. Если изображение сбалансированное, оно достаточно контрастно, пикселы распределяются по яркости более или менее равномерно. Автоматическая коррекция уровней. Желательно, чтобы гистограмма содержала полный диапазон - от темных до светлых тонов. В Photoshop есть возможность автоматической коррекции уровней: Изображение - Коррекция - Автоматическая тоновая коррекция (Shift+Ctrl+L). При этом программа сама изменяет яркость и контрастность изображения так, чтобы улучшить гистограмму. Ручная коррекция уровней. Если автоматичесая коррекция дает плохой результат, можно корректировать уровни вручную: Изображение - Коррекция - Уровни (Ctrl+L). В поле «Входные уровни» регулировка выполняется тремя движками - черным (предельный темный тон), серым (средние тона) и белым (самый светлый тон). Если сдвигать черный движок вправо, всем пикселям, расположенным слева от него, присваивается самый темный тон. Белый движок "обрезает" гистограмму справа - все пиксели справа от него становятся предельно яркими. Обычно можно отбросить таким образом "хвосты" в левой и правой частях гистограммы, если в них попадает небольшое количество пикселов, при этом качество изображения улучшается. Перемещая серый движок, можно затемнять или осветлять средние тона. Не забывайте установить флажок Предварительный просмотр - это позволяет сразу видеть, как будет изменяться изображение. Так редактируют сразу общую яркость (канал RGB). Обычно лучшие результаты получаются, если корректировать отдельно каждый из каналов: красный (R), зеленый (G) и синий (B). Для этого надо выбрать в списке «Каналы» нужную составляющую и выполнить коррекцию с помощью трех движков. Затем переходим к следующему каналу и т.д. Контраст и яркость. Настройка многих приборов, имеющих экран (телевизоров, мониторов), выполняется двумя регуляторами, которые изменяют яркость и контраст изображения. В Photoshop также есть возможность менять эти характеристики рисунка.
Автоконтраст. Автоматическая настройка контраста выполняется с помощью пункта меню Изображение - Коррекция - Автоконтраст (Alt+Shift+Ctrl+L). Ручная коррекция.
Для ручной коррекции надо вызвать окно Изображение - Коррекция - Яркость/Контраст, которое содержит два движка-регулятора. Кривые. Это изображение в целом очень темное, но светлые тона хорошо проработаны, их не надо менять. Однако надо осветлить темные и средние тона. Такую сложную корректировку удобно выполнять с помощью кривых (меню Изображение - Коррекция - Кривые, клавиши Ctrl+M). На горизонтальной оси откладывается яркость до преобразования, на вертикальной - после преобразования. В начале кривая представляет собой диагональ квадрата - яркости пикселей не изменяются. Щелчком мыши можно установить точки на кривой, которые затем перетаскиваются в нужное положение. Для удаления ненужной точки надо вытащить ее за пределы графика. Удобно сразу наблюдать вносимые изменения на гистограмме, для этого надо расположить окна так, чтобы видеть окно Гистограмма.
Если кривая в каком-то месте идет выше диагонали, эти тона осветляются, если ниже - затемняются. Крутой наклон кривой говорит о повышении контраста, пологая кривая соответствует уменьшению контраста. Например, кривая, показанная на рисунке, вносит следующие изменения: яркость и контраст светлых тонов оставлен без изменений, для этого на кривой установлена правая контрольная точка на диагонали; яркость темных и средних тонов увеличена (кривая выше диагонали); контраст темных тонов увеличен (наклон кривой больше, чем наклон диагонали); контраст средних тонов уменьшен (наклон кривой меньше, чем наклон диагонали). Так же, как и для уровней, коррекцию кривых можно делать отдельно для каждого цветового канала (красного, зеленого и синего). Свет и тени. Если изображение имеет повышенный контраст, это видно по гистограмме. В таких случаях полезно использовать команду Света и тени, которая позволяет отдельно регулировать светлые и темные области, а также контраст изображения. Автоматически устанавливаются режимы корректировки для случая съемки против света или со вспышкой. Иногда использование ручной настройки позволяет улучшить результат. Коррекция отдельных участков. Все предыдущие способы позволяли изменить яркость и контраст всего изображения целиком. Однако иногда требуется исправить только отдельные участки изображения, не затрагивая оставшуюся часть. Для этой цели используются три инструмента, которые связаны с одной кнопкой в палитре инструментов и клавишей O: Осветлитель осветляет области, через которые проходит кисть, Затемнитель затеняет области, Губка позволяет увеличивать или уменьшать насыщенность цвета. Эти инструменты используются для выделения важных объектов, повышения или понижения контраста в некоторых частях рисунка, а также для того, чтобы добавить свет или тень, направляя внимание зрителя к нужному объекту. В отличие от команды Яркость/Контрастность, их можно настроить так, чтобы воздействовать только на светлые, темные или средние тона. Для этого в выпадающем списке Диапазон на панели свойств инструмента надо выбрать нужный вариант. Например, для того, чтобы повысить контраст, надо осветлить светлые тона и затемнить темные. Второй важный параметр - Экспозиция - определяет силу воздействия инструмента на изображение. Профессионалы рекомендуют работать с экспозицией не более 10%, так чтобы вносимые изменения были плавными и результат выглядел естественно. Для осветления или затемнения используется кисть. Ее основные параметры - диаметр (в пикселях) и жесткость (от 0 до 100%) устанавливаются в специальном окне, которое появляется при нажатии на кнопку. Обычно выбирают мягкую кисть с жесткостью меньше 50%. Надо отметить, что инструменты Осветлитель и Затемнитель лучше подходят для редактирования черно-белых (полутоновых) изображений. При коррекции цветных изображений Осветлитель (при чрезмерном использовании) "вымывает" светлые цвета, делая их белыми. Напротив, Затемнитель может приводить к серым пятнам на изображении.
Тоновая коррекция в Photoshop
Софья Скрылина, преподаватель информационных технологий, г.Санкт-Петербург
Под тоновой коррекцией изображения понимается осветление, затемнение или повышение контрастности всего изображения или его частей. В данной статье будут рассмотрены методы диагностики тональности изображения и инструменты для тоновой коррекции фотографии.
Диагностика тональности изображения
Прежде чем приступать к коррекции изображения, необходимо проанализировать изображение, определить тоновый диапазон, что поможет правильно выбрать инструменты для исправления недостатков исходного изображения. Для этих целей используется гистограмма изображения.
Гистограмма иллюстрирует распределение пикселов на изображении. Это график, на котором указано число пикселов на каждом уровне интенсивности цвета. По оси Х располагаются тоновые градации в диапазоне от 0 (черный цвет или тень) до 255 (белый цвет или свет), а по оси Y — количество пикселов каждого уровня. Гистограмма позволяет определять, содержит ли изображение достаточно деталей в тенях (левая часть графика), в средних тонах (середина) и в наиболее светлых участках изображения (правая часть). На рис. 1 приведен пример чтения гистограммы.
Рис. 1. Примеры чтения гистограммы: а — очень светлая фотография, график смещен вправо, в область светов; б — фотография с полным тоновым диапазоном, график построен на всех уровнях интенсивности света; в — темная фотография, график смещен влево, в область теней
Чтобы открыть палитру Гистограмма (Histogram), выполните команду Окно (Window) -> Гистограмма (Histogram). Данная палитра не является инструментом коррекции, она предназначена лишь для диагностики изображения. Для определения тонового диапазона используется гистограмма совмещенного RGB-канала, а для отображения статистики — расширенный просмотр (рис. 2).
Рис. 2. Палитра Гистограмма со статистикой
Раскрывающийся список Источник (Source) становится доступным для многослойных документов: можно оценить тональность текущего слоя или суммарного изображения с учетом всех слоев. Параметры Уровень , Счетчик и Процентиль отображают статистику для области под указателем мыши (рис. 3).
Рис. 3. Палитра Гистограмма для выбранного слоя со статистикой текущего положения указателя мыши на графике
В палитре Гистограмма (Histogram) под графиком приводится следующая статистическая информация:
На рис. 3 гистограмма занимает весь тоновый диапазон. Высота графика и значение параметра Среднее (113,86) показывают, что изображение имеет достаточно много светов — значит, фотография экспонирована правильно. Величина отклонения незначительная (58,68), поэтому изображение не имеет резких световых переходов. Из всего этого следует, что данное изображение не требует тоновой коррекции.
Следует понимать, что не существует идеальной гистограммы! Каждое изображение отличается от остальных и имеет собственный неповторимый график распределения пикселов. Более того, не всегда требуется проводить коррекцию при гистограмме, показывающей явный сдвиг в область светов или теней. Например, логично, что снимок, сделанный в ночное время суток или в открытом космосе, имеет низкий уровень яркости. И гистограмма в этом случае будет соответствовать недоэкспонированному снимку (рис. 4).
Обратите внимание, что пик гистограммы смещен в левую часть графика — это указывает на содержание большого числа теней и совсем незначительного числа светов в изображении. Об этом же говорят значения параметров Среднее (26,89) и Медиана (11). Но этот снимок не является недоэкспонированным, он сделан в естественных условиях. И было бы неверно исправлять такой снимок только лишь для «правильного» вида гистограммы.
Вот еще пример исключения из правил (рис. 5). Зимний пейзаж — полная противоположность предыдущему примеру. Пик гистограммы смещен вправо (в область светов), и график имеет мало темных областей. Значения параметров Среднее (169,30) и Медиана (169) близки к максимальной яркости. Но, несмотря на показания гистограммы, данный снимок не требует коррекции, его яркость естественна.
Уровни
Диалоговое окно Уровни (Levels) вызывается командой Изображение (Image) -> Коррекция (Adjustments) -> Уровни (Levels) или клавиатурным эквивалентом Ctrl+L (в Mac OS — Command+L). В окне отображается гистограмма изображения. Но, в отличие от палитры Гистограмма , в этом окне мы можем проводить коррекцию, манипулируя тремя ползунками: — тени, — средние тона, — света (рис. 6).
На рис. 7 представлена гистограмма тусклого изображения. Обратите внимание, что график распределен не на всем тоновом интервале, а только на его части. Слева и справа от графика нет ни одного пиксела уровня яркости.
Поэтому в ходе коррекции необходимо расширить тоновый диапазон. Для этого следует присвоить самым темным пикселам нулевую яркость, то есть черный ползунок сместить вправо до основания графика, а самым светлым пикселам — максимальную яркость, то есть сместить белый ползунок влево до основания графика (рис. 8).
Рис. 8. Коррекция тусклого изображения в окне Уровни осуществляется смещением черного и белого ползунков к основанию графика
Одновременно со сменой местоположения ползунков меняется гистограмма в палитре (рис. 9), которая показывает нам, что в результате коррекции изображение теперь имеет пикселы на всем тоновом диапазоне (полосатый график).
Рис. 9. Изменение в окне Уровни влечет изменения в палитре Гистограмма
Обратите внимание на треугольник с восклицательным знаком в окне палитры Гистограмма , который появляется в ходе коррекции. Он предупреждает, что произошло удаление уровней яркостей в результате их перераспределения по всей шкале. Поэтому образовались провалы уровней, которые хорошо видны, если нажать на этот значок (рис. 10).
Рис. 10. Результат повышения контрастности в окне Уровни и измененный вид гистограммы после коррекции
Осветление и затемнение изображения
Чтобы осветлить слишком темное или затемнить слишком светлое изображение, необходимо изменить положение серого ползунка, то есть гамму изображения. По умолчанию гамма равна 1. Для темной фотографии ползунок смещается влево (значение гаммы больше 1), для светлой — вправо (значение гаммы меньше 1).
Встречаются примеры очень светлых или темных изображений, у которых не только пик гистограммы смещен в сторону светов или теней, но и весь график уровней яркости распределяется не на всем тоновом интервале. Для коррекции такого изображения достаточно присвоить нулевую яркость самым темным пикселам (для светлых изображений) или назначить максимальную яркость самым светлым пикселам (для темных изображений). Иными словами, сместить к основанию графика черный ползунок (для светлых изображений) или белый (для темных изображений). Смещение серого ползунка в этом случае происходит автоматически, но при необходимости для усиления эффекта серый ползунок также можно сместить в сторону светов или теней.
На рис. 11 приведены исходное светлое изображение замка Эльц и его гистограмма. Гистограмма распределена не на всем тоновом диапазоне, и ее пик смещен вправо.
Для коррекции данного изображения черный ползунок сдвинут к основанию графика, а значение гаммы немного уменьшено (рис. 12).
Коррекция тональности при помощи кривых
Диалоговое окно Кривые (Curves) открывается с помощью команды Изображение (Image) -> Коррекция (Adjustments) -> Кривые (Curves) или клавиатурным эквивалентом Ctrl+M (в Mac OS — Command+M). Это окно позволяет выполнять коррекцию при помощи 14 различных точек в тоновом диапазоне изображения (от теней до светлых участков). Тоновый диапазон представляется в виде прямой диагональной линии (рис. 13).
Чтобы одновременно с прямой линией отобразить и гистограмму изображения, установите флажок Гистограмма (Histogram). Щелчок мыши с клавишей Alt (в Mac OS — Option) в любом месте системы координат изменяет шаг сетки, что также можно выполнить с помощью двух кнопок в нижней части окна (см. рис. 13).
Для коррекции изображения в режиме изменения кривой с помощью точек (кнопка ) необходимо добавить точки на график, а затем провести изгиб кривой.
Для добавления точки на график следует просто щелкнуть мышью в требуемом месте на прямой линии. Если необходимо удалить контрольную точку, то сначала ее нужно выделить щелчком мыши, а затем нажать клавишу Backspace (в Mac OS — клавишу Delete). Также можно щелкнуть по ней с нажатой клавишей Ctrl (в Mac OS — с клавишей Command). Невозможно удалить конечные точки кривой!
Внимание! Если результат коррекции вас не устраивает, нажмите клавишу Alt (в Mac OS — клавишу Option) — кнопка Отмена (Cancel) изменится на кнопку Сбросить (Reset). Нажмите ее — это позволит, не закрывая окна, отменить неудавшуюся коррекцию. Затем повторите попытку. Более того, помимо окон тоновой коррекции действие данной клавиши распространяется на большинство диалоговых окон!
Осветление или затемнение изображения
Для осветления или затемнения изображения с помощью диалогового она Кривые (Curves) необходимо установить точку в середине прямой линии и протянуть ее вверх (для осветления) или вниз (для затемнения), чтобы сделать график соответственно выпуклым или вогнутым. На рис. 14 приведено исходное темное изображение ящерицы и его гистограмма в окне Кривые .
Для осветления изображения прямая линия преобразована в выпуклую кривую (рис. 15).
Рис. 15. Итоговая осветленная фотография и пример коррекции в окне Кривые
Повышение контрастности изображения
Чтобы повысить контрастность изображения, необходимо коррекционную прямую сделать похожей на букву S. Для этого следует добавить на прямую минимум три точки (рис. 16).
В ходе коррекции нужно верхнюю точку сместить вверх, а нижнюю — вниз (рис. 17).
Коррекция тонового интервала
До сих пор мы рассматривали примеры изображений, коррекцию которых можно было выполнить как в окне Уровни (Levels), так и в окне Кривые (Curves), потому что коррекция проводилась на общем тоновом диапазоне. По причине того, что диалоговое окно Кривые позволяет разные участки кривой корректировать независимо друг от друга, этот инструмент предоставляет больше возможностей, чем коррекция уровней.
На рис. 18 приведено изображение Невского проспекта. Гистограмма смещена немного влево, указывая на то, что в изображении преобладают темные пикселы.
Если попробовать исправить недостаток в окне Уровни (Levels), сместив белый ползунок к основанию графика, то мы не получим ожидаемого результата. Изображение становится светлее, но изменения заметны на светлых участках (рис. 19). А если попробовать увеличить гамму изображения, то вместе с домами блекнет небо и украшения ко Дню Победы.
Рис. 19. Коррекция в окне Уровни на общем тоновом диапазоне не дает нужного результата
В данном случае нам необходимо осветлить только темные изображения домов, оставив без изменения светлые участки неба. Для этого в окне Кривые (Curves) следует определить тоновый интервал, который требуется защитить от воздействия, и интервал, подлежащий коррекции. Если, не закрывая диалогового окна, провести указателем мыши по изображению, то на прямой линии возникает точка, соответствующая значению яркости выбранных пикселов.
В нашем случае интервал для коррекции — нижняя часть прямой линии — диагональ двух нижних квадратов. Именно на этом участке находятся яркости пикселов темных фрагментов домов. Оставшиеся участки (точки на прямой линии, расположенные в двух верхних квадратах) необходимо защитить от воздействия. Для этого следует добавить несколько точек в этом интервале (рис. 20).
Рис. 20. Нижний интервал подлежит коррекции, а верхний защищен от воздействия
Для осветления фрагментов изображения нужно сделать часть коррекционной кривой выпуклой (рис. 21).
Тонирование HDR
В Photoshop CS5 появилась новая функция — Тонирование HDR (HDR Toning), которая позволяет стилизовать одиночный снимок под HDR-изображение. Но ее также можно использовать для коррекции тонового интервала, влияя на тени и света изображения. Более того, данная функция позволяет детализировать части изображения, что очень удобно на завершающем этапе коррекции. Так, в нашем случае фотография Невского проспекта в ходе тоновой коррекции, помимо осветления нужных участков, стала плоской. Повышение детализации (+105%) и насыщенности изображения (+30%) в окне Тонирование HDR сделали снимок гораздо более привлекательным (рис. 22).
Открывается данное окно командой Изображение -> (Image) -> Коррекция (Adjustments) -> Тонирование HDR (HDR Toning).
Корректировка экспозиции
Диалоговое окно Экспозиция (Exposure) предназначено для корректировки тона HDR-изображений, но также поддерживает 8-битные изображения. Для его вызова используется команда Изображение (Image) -> Коррекция (Adjustments) -> Экспозиция (Exposure).
Корректировка тона может проводиться изменением трех параметров:
- Экспозиция (Exposure) — предназначен для корректировки светлого участка тональной шкалы с минимальным воздействием на самые темные фрагменты;
- Сдвиг (Offset) — заменяет тени и средние тона с минимальным воздействием на светлые участки;
- Гамма-коррекция (Gamma Correction) — меняет гамму изображения.
На рис. 23 приведена темная фотография белки, что подтверждает гистограмма изображения.
В данном случае для коррекции изображения необходимо влиять на отдельные участки фотографии по-разному: снег надо осветлить гораздо меньше, чем белку, а для ее мордочки необходимо повысить контрастность. С этими задачами можно успешно справиться в диалоговом окне Экспозиция (Exposure) — рис. 24.
Быстрая корректировка тональности
Помимо рассмотренных функций в Photoshop есть инструменты, которые позволяют мгновенно провести коррекцию тональности изображения. Они не требуют тщательной настройки, а некоторые из них позволяют скорректировать изображение буквально одним щелчком мыши!
Коррекция тональности с помощью диалогового окна Яркость/Контрастность
Данное простое в управлении диалоговое окно
имеет всего два ползунка — Яркость
(Brightness) и Контрастность
(Contrast). Коррекция сводится к изменению их положения (рис. 25).
Рис. 25. Диалоговое окно Яркость/Контрастность
Автокоррекция уровней изображения
Автоматическая коррекция тона и цвета осуществляется в диалоговом окне Уровни (Levels) или Кривые (Curves) щелчком по кнопке Авто (Auto), а ее настройка — в диалоговом окне, открываемом щелчком по кнопке Параметры (Options), — см. рис. 6 и 13.
Для автоматической коррекции изображения по тонам используются также команды Автотон (Auto Tone) и Автоконтраст (Auto Contrast) из меню Изображение (Image).
С половиной из приведенных примеров команды Автотон и Автоконтраст справились успешно, кроме фотографий замка Эльц, Невского проспекта и белки. Перед тем как выполнить коррекцию вручную, пробуйте провести автоматическую коррекцию уровней, потому что в случае удачного результата автоматические команды существенно сэкономят вам время.
Коррекция тона при помощи пипеток
Диалоговые окна Уровни (Levels), Кривые (Curves) и Экспозиция (Exposure) содержат три пипетки: черную , серую и белую — см. рис. 6, 13 и 24.
Для цветных изображений все три пипетки в окнах Уровни и Кривые используются для удаления цветового сдвига, то есть для цветовой коррекции. А для тоновой коррекции можно применять черную и белую пипетки, но только для полутоновых изображений. Цветные изображения корректируются по тонам с помощью всех трех пипеток в окне Экспозиция .
Принцип работы с пипетками следующий: необходимо выбрать нужную пипетку, а затем просто щелкнуть ею по той области изображения, которая должна быть черной, серой или белой. Обратите внимание, что быстрая коррекция с помощью пипеток не всегда выполнима. Изображение должно содержать предполагаемые черные, нейтральные или белые области. Например, фотография заката, скорее всего, не будет содержать нейтральных и белых цветов.
Использование корректирующих слоев
Все рассмотренные в статье инструменты вносят необратимые изменения в слой изображения. Чтобы избежать потери исходной фотографии, лучше проводить эксперименты с дубликатами изображения или слоя. Также можно сохранять результаты коррекции в виде снимков состояния в палитре История (History). Но помните, что после закрытия документа с несколькими снимками состояния будет сохранен только текущий снимок. Поэтому снимки следует использовать только для выбора наиболее удачного результата коррекции.
Другой способ выполнить коррекцию изображения и не потерять исходную фотографию — создать корректирующий слой. Корректирующие слои позволяют возвращаться и вносить последующие изменения тона, не удаляя данные из слоя изображения и не внося необратимых изменений.
Для создания корректирующего слоя применяется кнопка с пиктограммой кружка в палитре Слои (Layers). Щелчок по ней вызывает всплывающее меню, в котором следует выбрать имя инструмента для тоновой коррекции: Яркость/Контрастность , Уровни , Кривые или Экспозиция . После настроек в палитре Слои (Layers) появляется корректирующий слой, который, как и обычный слой, в любой момент можно отключить или удалить. Поэтому в данном случае необратимых изменений в изображении не будет. Более того, вы можете создать несколько корректирующих слоев для выбора наиболее удачного результата коррекции. Так, на рис. 26 палитра Слои (Layers) содержит три корректирующих слоя с разными интрументами тоновой коррекции. Корректировка производится с помощью кривых.
Гистограмма изображения, диалоговые окна Уровни и Кривые , помимо тоновой коррекции, используются для диагностики и удаления цветового сдвига, то есть для цветовой коррекции, которая будет рассмотрена в одном из ближайших номеров нашего журнала.
Маска – это полутоновое (черно-белое) изображение, хранящее в себе информацию о выделении. Белые пиксели маски соответствуют выделенным пикселям изображения, черные – невыделенным, серые – частично-выделенным.В каналах может храниться информация двух типов:
- в цветовых каналах – информация о той или иной составляющей цвета пикселей изображения (каналы Red, Green, Blue и смешанный канал RGB);
- в дополнительном альфа – канале может храниться в виде маски информация о выделенной области.
Для выделения фрагментов изображения сложной формы используется режим быстрой маски. В режиме быстрой маски вы можете создать или подправить выделение с помощью кисти – то, что вы закрасите кистью в режиме быстрой маски, превратиться в выделение при переходе в нормальный режим. Этот способ удобен тем, что в процессе работы над выделением вы можете менять масштаб изображения, размер и форму кисти, прорисовывать мельчайшие детали.
Внимание! Перед началом работы в режиме быстрой маски установите цвет переднего плана – белый, цвет фона – черный .
Чтобы начать работать в режиме быстрой маски, выберите в верхнем меню . Ваше изображение прикроет полупрозрачная маска красного цвета. Все, что залито красным в режиме быстрой маски, является невыделенным. Чтобы создать выделение, возьмите кисть и начните водить по той части изображения, которую вы хотите выделить. Вы увидите, что кисть стирает красную маску, изображение приобретает свой естественный вид.
Если вы случайно стерли лишнее, установите цвет переднего плана – черный, тогда кисть будет восстанавливать маску, закрашивая изображение красным цветом.
Чтобы вернуться в нормальный режим, выберите в верхнем меню Выделение – Переключить быструю маску (убрать галочку).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА "Использование быстрой маски для выделения фрагмента изображения"
Упражнение 1. Быстрая маска.
Откройте файл 1.jpg Наша задача – отделить фон от изображения девочки.
Сначала воспользуйтесь инструментом Свободное выделение , приблизительно очертив контуры девочки, затем переключитесь в режим быстрой маски (Выделение – Переключить быструю маску ) и скорректируйте выделение. Вернитесь к работе в стандартном режиме, инвертируйте выделение и удалите фон.
Рис.
4.1.
Быстрая маска рассчитана на однократное применение, так как она исчезает вместе с отменой выделения. Чтобы можно было воспользоваться выделением повторно, следует сохранить его "трафарет". Маски хранятся в специальных каналах . Для этого выберите в верхнем меню Выделение – Сохранить в канале .
В диалоге Каналы появится новый канал Копия Маска выделенной области .
После этого выделение можно снять. При необходимости снова использовать выделение вызовите на экран диалог Каналы (Окна – Каналы) , выберите в списке каналов нужный и нажмите на кнопку Создать из канала выделенную область , находящуюся в нижней части диалога Каналы .
Рис. 4.2.
Упражнение 2. Градиентные маски.
- Откройте файлы 2.jpg и 3.jpg из папки "Отдых". Выделите "голову" любым известным вам способом, скопируйте и вставьте в фотографию воды. Приведите "голову" к нужному масштабу и войдите в режим быстрой маски.
- Выберите инструмент Градиент и настройте переход цвета от черного к белому. Как вы помните, при работе с масками значение имеет не цвет, а тон, поэтому так выбраны цвета для градиента.
- Проведите вертикальную линию инструментом Градиент вдоль всего изображения. В результате на рисунок наложится плавный переход к полупрозрачному красному.
- Вернитесь к редактированию в стандартном режиме. При этом градиентная маска примет вид выделенной области прямоугольной формы. Пусть вас не смущает, что выделенной кажется только половина изображения. Пикселы, не попавшие в рамку, все равно будут частично выделены полупрозрачной маской.
- Сделайте последнее простое действие - нажмите клавишу Delete , чтобы получить такой плавный переход между двумя изображениями, какой показан на рисунке. Если пожелаете, то можете поэкспериментировать: при повторных нажатиях Delete область выделенного снимка будет всякий раз уменьшаться.
Коррекция тонового диапазона.
Тоновая коррекция изображения – это достижение правильного отображения самых тёмных и самых светлых областей фотографии, а также чёткие и сбалансированные средние тона. Иногда при съемке цифровым фотоаппаратом происходит нарушение тонового баланса изображения и оно может выглядеть тусклым, тёмным или наоборот чересчур высветленным. При выполнении тоновой коррекции основной задачей является оптимизация контрастности и яркости снимка.
Цветовая коррекция фотографий позволит сделать фотографии более яркими и насыщенными, акцентировать цветом отдельные элементы фото. Кроме того, цветовая коррекция дает возможность скорректировать цвет кожи, устранить недостатки, которые могут быть на оригинале из-за яркого солнца, теней.
Команды тоновой и цветовой коррекции могут применяться к изображению в целом или к определенной части изображения.
Например, очень часто требуется "убрать красные глаза", или уменьшить красноту лица, или "отбелить зубы"…
Чтобы изменить тон/цвет части изображения, ее нужно выделить при помощи одного из инструментов выделения.
Инструменты тоновой коррекции изображения
Основная задача тоновой коррекции – обеспечить правильное распределение яркостей пикселей в изображении.
Оптимальным считается такой диапазон, в котором самые темные области являются абсолютно черными, самые светлые – белыми, а остальные цвета распределены равномерно.
Для тоновой коррекции изображения в программе GIMP используются команды Яркость – Контраст, Кривые и Уровни из меню Цвет .
Цветовая и тоновая коррекция изображений
После сканирования фотографии, слайда или журнальной иллюстрации редко удается сразу же получить достаточно качественное изображение. Возникает необходимость коррекции изображения.
Начинать коррекцию изображения всегда стоит с исправления тона и только потом, если этого окажется недостаточно, переходить к исправлению цветов. Откорректированное изображение
Основы тоновой коррекции
Тона (оттенки цветов) изображения характеризуются яркостью пикселей. Эти яркости лежат в диапазоне от 0 до 255. Самому тёмному оттенку соответствует яркость 0, а самому светлому - 255. Диапазон яркостей пикселей изображения называется тоновым диапазоном
изображения Adobe Photoshop показывает распределение яркостей пикселей в виде гистограммы.
По горизонтальной оси располагаются значения яркостей: от 0 до 255, а по вертикальной - количество пикселей каждого уровня яркости. Тени - самая тёмная часть изображения с малым значением яркости. Светлые тона - самая светлая часть изображения с большим значением яркости. Между тенями и светлыми тонами находятся средние тона.
Основная задача тоновой коррекции – обеспечить правильное распределение яркостей пикселей в изображении.
Команды для тоновой коррекции находятся в подменю Изображение / Коррекция (Image / Adjustments):
· Уровни (Levels)
· Автоматическая тоновая коррекция (Auto levels)
· Кривые (Curves)
· Яркость/Контраст (Brightness/Contrast)
Яркость/Контраст
В диалоговом окне Яркость/Контраст (Brightness/Contrast) перемещение регулятора по шкале Яркость (Brightness) затемняет или осветляет изображение, а регулятор Контраст (Contrast) позволяет улучшить чёткость изображения.
Диалоговое окно Уровни, содержит гистограмму активного изображения и ряд инструментов для настройки тонового диапазона.
Коррекция тона требуется, если тоновый диапазон изображения охватывает не все значения яркости, то есть между крайними треугольниками и границами гистограммы находится пустое пространство. В таком случае необходимо «растянуть» имеющийся тоновый диапазон, как в сторону светлых тонов, так и в сторону теней.
Настроим светлые и тёмные тона с помощью треугольников - регуляторов, расположенных под гистограммой.
1. Переместите чёрный треугольник вправо до точки, от которой берут начало пиксели на гистограмме.
2. Переместите белый регулятор влево, совместив его с точкой, где расположены последние пиксели изображения.
3. Переместите средний регулятор (серые тона) вправо, если изображение темное или влево, если изображение светлое.
В правом нижнем углу диалогового окна Уровни расположены три пипетки, которые используются для захвата цвета пикселя изображения.
1. Выберите чёрную пипетку (самую левую) и щелкните на самом темном участке фотографии.
2. Выберите белую пипетку (самую правую) и укажите курсором самый светлый участок изображения.
3. Средней пипеткой укажите серый тон.
Автоматическая коррекция уровней осуществляется командой Авто Уровни.
Анализируя изображение, Adobe Photoshop находит самый светлый и самый тёмный пиксели и определяет их как белый и чёрный, а все остальные тона распределяет между ними.
Кривые - более мощный и сложный инструмент регулировки яркости-контраста.
На графике вдоль горизонтальной оси расположены исходные значения яркостей пикселей от чёрного (0) до белого (255), а по вертикальной оси - новые откорректированные.
Как изменять кривую
Щёлкните курсором-перекрестьем в центре кривой, на кривой появится контрольная точка. Нажмите левую кнопку мыши и сместите контрольную точку в нужном направлении.
Можно поставить на кривой несколько контрольных точек и с их помощью отрегулировать вид кривой и, следовательно, яркость изображения. Активная точка обозначается черным цветом, остальные - белым.
Если необходимо удалить точку – выделите ее и нажмите клавишу Delete или сместите точку за пределы поля.
Кривая дает возможность регулировки яркости определенного тона изображения. Переместите курсор на изображение, курсор примет форму пипетки. Нажмите левую клавишу мыши, и на кривой колечком будет отмечен тон, который соответствует яркости пикселя под курсором. Чтобы установить контрольную точку, удерживайте клавишу Ctrl и щелкните левой клавишей мыши.
Примеры изменения кривой
Основы коррекции цвета
Особенность цветовой коррекции состоит в том, что изменение одного цвета влечет за собой изменение других цветов изображения. Поэтому главным принципом цветовой коррекции является настройка баланса цветов, а не изменение конкретного цвета.
Взаимосвязь цветов в изображении
1. Цвета, лежащие на цветовом круге напротив друг взаимно связаны: уменьшение содержания одного цвета влечёт увеличение содержания другого цвета и наоборот. Такие цвета называются дополнительными.
На цветовом круге расположены три пары дополнительных цветов:
Зелёный (Green) и Пурпурный (Magenta)
Голубой (Cyan) и Красный (Red)
Синий (Вlие) и Жёлтый (Yellow).
2. Каждый цвет на цветовом круге определяется как сумма смежных к нему цветов:
Зеленый = Голубой + Желтый
Голубой = Зелёный + Синий
Синий = Голубой + Пурпурный
Пурпурный = Синий + Красный
Красный = Пурпурный + Желтый
Желтый = Красный + Зеленый.
Adobe Photoshop содержит несколько команд, позволяющих влиять на цветовой баланс изображений Изображение / Регулировки (Image / Adjustments):
· Цветовой баланс (Соlоr Ваlаnсе)
· Варианты (Variations)
· Тон/Насыщенность (Hue/Saturation).
Цветовой баланс
Команда Изображение / Регулировки / Цветовой баланс (Image / Adjust / Color Balance) открывает диалоговое окно Цветовой баланс.
Для изменения содержания основных цветов в изображении используются три регулятора в форме треугольников.
Диалоговое окно Цветовой баланс
Цветовой тон/Насыщенность
Диалоговое окно Тон/Насыщенность
Диалоговое окно Цветовой тон / Насыщенность содержит регулятор Тон (Hue), позволяющий переместить сразу все цветовые оттенки изображения по цветовому кругу. Угол поворота по цветовому кругу указывается в поле ввода рядом с регулятором. Например, при повороте на 60 градусов против часовой стрелки красный цвет заменится на жёлтый, жёлтый - на зелёный, зелёный - на голубой и т. д.
Регулятор Насыщенность (Saturation) изменяет насыщенность красок от очень ярких (в крайнем правом положении) до неразличимо серых (в крайнем левом положении).
Регулятор Яркость (Lightness) устанавливает яркость цветов от чёрного (в крайнем левом положении) до белого (в крайнем правом положении).
Раздел Редактирование позволяет выбрать режим изменения одного цвета или всех цветов (Мастер).
В нижней части окна находятся две радужные полосы, на которых цвета располагаются в том порядке, как они следуют по цветовому кругу. На верхней полосе представлены цвета изображения до коррекции, а на нижней - после. Одновременно с перемещением регулятора Тон происходит сдвиг нижней полосы. Насыщенность и яркость цветов нижней полосы также зависит от текущего положения регуляторов Насыщенность и Яркость. Сравнение двух полос позволяет выяснить, как изменился каждый цвет.