6-7 лет - ответственный период для ребенка и его родителей, ведь именно в этом возрасте дошкольник активнее всего готовится к школе. Ребенок уже более организован, он усвоил некоторые цифры и буквы, научился логически мыслить, находить последовательность и лишнее в цепочке предметов. Готов ли ваш ребенок к школе и как это проверить? Мы приводим для вас некоторые тесты, которые покажут готовность дошколёнка к школе, обозначат слабые места и укажут родителям, над чем нужно еще поработать.
Тесты помогут определиться и родителям "зимних" деток, раздумывающих, отдавать свое чадо в школу в этом году или в следующем.
Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет, поступающий в школу:
- Своё имя, отчество и фамилию.
- Свой возраст и дату рождения.
- Страну, в которой он живет, город и домашний адрес.
- Фамилию, имя, отчество родителей.
- Профессии мамы и папы.
- Определять время по часам.
- Названия времен года, месяцев, дни недели, время суток.
- Погодные явления.
- Основные цвета.
- Названия домашних, диких животных и их детёнышей.
- Уметь объединять предметы в группы: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
- Знать и уметь рассказывать стихи, народные сказки, произведения детских писателей.
- Различать и правильно называть геометрические фигуры.
- Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ), писать графический диктант.
- Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
- Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
- Разделять слова на слоги по количеству гласных.
- Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
- Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.
- Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
- Знать цифры. Считать от 1 до 10, восстанавливать числовой ряд с пропусками. Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.
- Знать понятия "больше, меньше, поровну".
Экспресс-тест в картинках на определение готовности к школе:
Составить для себя общую картину готовности вашего ребенка к школе вы сможете, приняв во внимание вышесказанное и ответив на следующие вопросы:
- Может ли ребенок объединить несколько предметов в одну группу по основному признаку? К примеру, машина, автобус, электричка - это транспорт; яблоки, груши, сливы - фрукты.
- Может ли определить лишний предмет, к примеру, в цепочке: "тарелка, кастрюля, щетка, ложка"?
- Может ли точно скопировать простой узор?
- Может ли рассказать историю по картинке, выделить главную мысль, проследить связи и последовательность событий?
- Способен ли описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
- Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
- Умеет ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими?
- Включается ли он в игру других детей?
- Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
- Возникает ли у ребенка желание самостоятельно посмотреть книги?
- Внимательно ли он слушает, когда ему читают?
Еще одна книга тестов: Олеся Жукова "Тесты для проверки речи и навыков чтения"
Картинки можно скачать и распечатать.
Довольно объемная и умная книга - "Тесты для будущих первоклассников". Скачать ее можно, кликнув по ссылке. PDF файл откроется в новом окне.
И очень важно: дошколенок готов к школе, если он может ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»
Фотобанк Лори
Как утверждают детские психологи, готовность ребенка к школе определяется отнюдь не объемом его знаний или наличием . Одним из ключевых доказательств психологической готовности ребенка к школе является его умение соблюдать определенную инструкцию. Если вы просите малыша что-то сделать, но он не слышит просьбу, или слышит только ее часть, значит пока он не может воспринимать инструкцию. Если же он понял, что вы хотите от него, но не собирается выполнять задание, это также является свидетельством того, что ребенку будет сложно учиться.
Второй показатель готовности к посещению школы – это умение спланировать свою работу. Выполнение любого задания имеет несколько этапов. Это и обдумывание предстоящей деятельности, и поиск решения той или иной задачи, и преодоление трудностей при достижении результата. Если у ребенка возникают сложности с самоорганизацией, значит в школе, особенно на первых порах, ему будет сложно.
Третьим свидетельством готовности к школе считается умение признать ошибку и самостоятельно исправить ее. Наконец, четвертым доказательством является умение сосредоточиться. Если малыш не может сфокусировать свое внимание даже на несколько минут, пожалуй, идти в первый класс ему рано.
Кроме того, ученик должен , чувствовать коллектив, действовать сообща ему на пользу. Без этих навыков первокласснику придется сложно. Впрочем, эти навыки у детей формируются довольно быстро.
Что должен знать и уметь ребенок к 1 классу
Должен ли ваш ребенок уметь читать и писать до школы? Специалисты говорят, что это не обязательно. Более того, в некоторых случаях самостоятельное обучение ребенка чтению и письму в раннем возрасте может ему даже навредить. Итак, что обязательно должен знать и уметь будущий первоклассник?
Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи;
знать времена года, названия месяцев, дней недели, различать цвета;
считать до десяти;
увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов;
уметь сравнивать группы предметов: «больше, меньше или равно»;
объединять предметы в группы по принципу родства;
находить в группе предметов лишний;
высказывать свое мнение, построив законченное предложение;
иметь представление об окружающем мире: о профессиях, предметах живой и неживой природы, правилах поведения в общественных местах;
иметь пространственные представления: право, лево, вверх, вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо;
легко общаться с другими детьми;
выполнять распоряжения старших.
Законны ли тесты и собеседования при приеме в школу?
В соответствии с п.3 ст.5 закона РФ «Об образовании», проведение тестирований и конкурсов в общеобразовательных учреждениях не допускается. Более того, в Конституции РФ этот уровень образования определен как всеобщий и бесплатный, то есть, не предполагающий какого-либо специального отбора учащихся. Тем не менее, в ряде регионов практикуется проведение собеседований первоклассников. Особенно это характерно для учреждений с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий и лицеев. Такие образовательные учреждения преступают закон!
Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс, независимо от уровня их подготовки. Собеседование учителя с ребенком можно проводить в сентябре лишь с целью планирования индивидуальной учебной работы с каждым учащимся.
Как помочь ребенку адаптироваться к школе
Я отдала ребенка по германским законам в 5, ну почти в 6 лет. Первый год я так огребала с домашкой... Там было все: и усталость, и слезы, и сопли, и просто нежелание и непонимание, что это надо. Что теперь я сделаю все, чтобы младший не пошел в 5 лет в школу.
Родители должны помочь малышу психологически понять и принять все изменения, которые произойдут в его жизни. Ни в коем случае нельзя пугать будущего первоклассника школой. Нужно заранее объяснить ребенку, что у него будет другой режим. Рекомендуется заранее показать ему здание школы, сходите вместе на экскурсию, пусть кроха погуляет по коридорам, посмотрит, как выглядят классы.
Ребенку надо рассказать о положительных сторонах . Желательно познакомиться заранее с классным руководителем и будущими одноклассниками. Ребенок нуждается в психологической поддержке, ведь он наверняка волнуется в преддверии перемен в своей жизни. Кто, как не родители, может оказать ему эту поддержку.
Малышу следует хорошенько изучить дорогу от дома до школы. Даже если пока не планируется отправлять его одного на занятия, это придаст ребенку уверенности.Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми. Наоборот, подчеркивайте его сильные стороны, воспитывайте самоуважение.
Тактично предлагайте помощь, если у малыша что-то не получается, но не делайте за него всю работу. Подсказывайте, направляйте к правильному решению, но не давайте готовый ответ.
Развивайте в ребенке самостоятельность. Позвольте ему самому планировать порядок выполнения домашних уроков, готовить одежду на следующий день, собирать учебники и тетради для занятий.
Проявляйте как можно больше интереса к тому, как проходит день ребенка в школе.
«Родители, бабушки и дедушки первоклассников больше всего волнуются о том, умеет ли их чадо читать и считать — рассказывает школьный психолог Марина Журавленкова. — Хотя психологи считают, что это далеко не главное — ведь этому ребенка в школе обязательно научат. Но есть навыки, которыми ребенок обязательно должен овладеть до школы. Иначе и процесс обучения, и адаптация малыша к новым реалиям будут сопряжены с большими трудностями, что обязательно скажется и на его успеваемости, и на психологическом состоянии».
Психологи считают, что основными параметрами, определяющими готовность ребенка к школе, служат:
1.Желание учиться и общаться
До определенного момента ребенок не испытывает особого интереса к большому миру — комфортно он себя чувствует только дома, в окружении родных и близких. Но постепенно у него возникает желание начать собственную социальную жизнь и наработать свои личные социальные связи. Это проявляется, во-первых, интересом к сверстникам — желанием общаться, дружить и играть в групповые игры, в которых нужно соблюдать правила и договоренности (дочки-матери, летчика, продавца, врача и т.д.), в которых требуется иногда «наступать на горло собственной песне».
Если ребенок в 7 лет на вопрос «хочешь ли ты идти в школу» твердо отвечает «нет», а компания сверстников у него вызывает страх и желание поскорее уйти — это тревожные знаки, свидетельствующие о том, что ваш ребенок, возможно, не готов к школе.
2.Эмоционально-волевое развитие
Так в психологии называется способность ребенка удерживать внимание на неинтересных для него вещах, не раздражаясь и не «отключаясь». Это необходимо в школе, где ребенку придется делать не только то, что хочется и нравиться, сколько то, что нужно. Сидеть за партой в течение 45 минут и слушать учительницу, даже если она рассказывает то, что он хорошо знает. На уроке физкультуры —делать те упражнения, которые показывает преподаватель, а не те, которые у него лучше всего получаются. Стоять в паре не со своим приятелем, а с девочкой, и при этом не дергать ее за косички. Ребенку, который отстает в эмоционально-волевом развитии, в школе придется непросто.
3. Развитие интеллекта и моторики
Если ваш ребенок успешно прошел школьное тестирование — значит, с этим пунктом у него все в порядке. Все тесты для дошкольников направлены на выявление недочетов именно в развитии интеллекта и моторики (координации глаз — рука, способности соразмерно писать, читать, удерживая глаза на нужной строке, «не теряя» текста).
Не стоит ругать ребенка, который не может справиться с такими заданиями — это говорит не об отсутствии старательности и прилежания, а о том, что мозг ребенка еще не способен справляться с такими задачами. А значит, в школу ему пока рано.
Можно ли за оставшееся время быстро подготовить ребенка к школе?
Не пытайтесь форсировать события. То, что ваш ребенок показывает не готовность к школе не говорит о том, что он плохо развит. Ему просто требуется больше времени. Ваша задача — не подгонять его (тем самым нервируя и формируя у него комплекс неполноценности), а создать условия для «дозревания». Будьте готовы к тому, что в первом классе он вряд станет первым учеником и любимчиком учительницы. Но школа — это длинная дистанция, а цыплят, как известно, по осени считают.
Как подготовить свое чадо к новой жизни за партой, помочь ему найти друзей и заинтересовать учебой - обо всем этом с детским психологом Светланой Клюваевой .
Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана, не секрет, что одни дети хотят учиться, а другие - нет. У вас есть рецепт, как сделать так, чтобы ребенок пошел 1-го сентября в школу, как на праздник?
Светлана Клюваева : Дело в том, что многие родители начинают с детства пугать ребёнка: «Вот пойдёшь в школу, там учитель тебя не будет ждать. Там надо всё делать быстро. Там нельзя хулиганить». И ребёнок растёт в ожидании, что школа - это что-то ужасное, где строгие учителя, где нельзя расслабиться, где всё будет очень жестко. Стоит ли потом удивляться, что ваше чадо не хочет идти в первый класс?
Постройте свой диалог с ребенком в другом ключе. В 4-5 лет родители могут рассказать, что школа - это то место, где ты будешь учиться, обретёшь новых друзей, то есть школа - это совсем не страшно, а очень интересно. Если родители будут настраивать ребёнка на то, что в школе ему будет хорошо, интересно, у него появится много друзей, он будет получать удовольствие от того, что узнает что-то новое, то ребёнок будет ждать школу как интересное приключение в своей жизни.
Н.К. АиФ.ru: С какого возраста лучше отдавать ребенка в школу, с шести или все же с семи лет?
С.К. : Лучше отдавать ребёнка в школу с 7 лет, потому что, по данным наших психологов, которые наблюдали за детьми, которые рано пошли в школу, многие из них были не готовы к учебной деятельности. Если в начальной школе они хорошо учились за счёт хорошей памяти, которая в этом возрасте присутствует, то в средней школе они уже испытывали трудности, потому что там включались другие механизмы, такие как логика, причинно-следственные связи, и им уже было сложно. Поэтому, если вы сомневаетесь - отдать ребёнка в 6 или в 7 лет, лучше отдать в 7.
Н.К. АиФ.ru: Какие факторы говорят о том, что ребенок готов к школе?
С.К : Если ваш ребенок может 20-30 минут позаниматься самостоятельно, именно делая какое-то задание. Не просто играя или рисуя то, что он хочет, а выполняя задание. Например, обвести картинку из точек, перерисовать что-то. Это говорит о том, что произвольные функции сформированы в достаточной степени для школьных занятий. А психологическую готовность можно проверить таким образом: спросите ребенка, хочет ли он идти в школу. Тот ребёнок, который уже готов, у которого уже формируется склонность к учебной деятельности, скажет: «Я хочу идти в школу, потому что я там узнаю много нового». У него есть познавательный интерес. Ребёнок, который не готов, либо не хочет идти в школу, либо говорит о том, что идёт туда поиграть.
Н.К. АиФ.ru: Школа - это определенный режим, как приучить к нему ребенка?
С.К. : Надо обязательно соблюдать режим подъёма и отхода ко сну, который будет соответствовать тому времени, когда он пойдёт в школу. То есть, если ребёнок привык вставать в 10 или 11, а первого сентября он встанет в 7 утра, — для него это будет стресс. Поэтому уже в августе, если ребёнок не приучен к этому, то надо приучать его вставать вовремя в школу. Во всём остальном ничего особенного делать не надо.
Н.К. АиФ.ru: Светлана, а как вы относитесь к тестированию детей на предмет их склонности к гуманитарным или точным наукам, нужно ли это делать?
С.К. : В раннем возрасте выявляется , зрелость мозговых структур, общая осведомлённость. В принципе, если у родителей есть желание, можно провести тестирование. Но опять-таки, начальная школа — больше про процесс. Очень многие родители хотят как можно раньше впихнуть в ребёнка много знаний, но та же самая математика, физика - зазвучат позже, когда ребёнок перейдёт в среднюю школу. Поэтому в начальной школе лучше выбирать не школу, а учителя, который поможет ребёнку адаптироваться к школе, полюбить процесс, не отбить охоту учиться. В начальной школе важно именно это, а не те знания, которые он получит. Важно, какую базу он получит, а спецпредметы можно изучать позже.
Н.К. АиФ.ru: Как минимизировать стресс ребенка от новой обстановки и новых учеников, с которыми ему предстоит познакомиться первого сентября?
С.К. : Есть масса разным способов, например, можно сделать так, чтобы в первый класс ребёнок пошёл, уже имея друзей. Для этого можно познакомиться с несколькими родителями из вашего будущего класса и до начала занятий несколько раз устроить какие-то совместные походы в кафе, игровой центр, чтобы дети могли познакомиться, поиграть, посмеяться. Таким образом, когда первого сентября они встретятся, они будут уже хорошими приятелями, и их тревога в отношении того, что их ждёт в первом классе, снимется. Кроме того, чтобы снизить тревогу, можно познакомить ребёнка с учительницей, чтобы он до первого сентября знал, кто его учительница, показать ему, где находится его класс, где находится туалет, как дойти из класса в туалет, как попроситься в туалет. Если ребёнок тревожный, если вы знаете, что у него могут возникнуть такие трудности, то лучше в это поиграть, сформировать такой навык. Поиграть в школу, где, например, ребёнок - учитель, а мама - ученик. Или зайчик - ученик, который боится выйти в туалет. И такие ситуации проиграть.
Также хорошо проиграть ситуации, когда учитель спрашивает, а ты боишься отвечать. Или дети дружат, ты хочешь поиграть с ними и не знаешь, как подойти, как познакомиться. Ребёнка можно этому научить, и тогда он уже идёт со знаниями, как вступать в такие социальные отношения с учительницей и другими детьми.