Любовь – это стремление повторить детские переживания, помноженные на либидо. Детство во многом определяет судьбу человека. Причина большинства ваших ментальных несчастий – эмоциональная недокормленность все в том же детстве, неудовлетворенное желание засыпать на руках у матери или находить защиту в лице родителей. Если вы хотите навсегда искоренить в себе романтику и утратить веру в любые «высшие» чувства – вам стоит стать психологом.
А если говорить серьезно, то эта профессия несправедливо недооценивается во многих странах мира, в частности на территории постсоветского пространства. Ввиду ментальности, некоторых исторических и культурных факторов. Но чем больше квалифицированных психологов – тем меньше детей выпрыгивает из окон, тем меньше людей терпит домашнее насилие и ведет откровенно несчастное существование, будучи не в состоянии разобраться в себе. Квалифицированный специалист может помочь человеку стать счастливым, избавиться от призраков прошлого. Кто такие психологи, насколько востребована эта профессия и как ее получить? Поговорим об этом далее.
Описание и особенности профессии
Психолог – это специалист, изучающий проявления, способы и формы организации психических явлений личности в разных областях деятельности человека.
Вопреки распространенному мнению, это не врач, не путайте специалистов в рассматриваемой нами сфере с психиатрами.
Психолог не может ставить диагнозы и выписывать лекарства, не может назначать курс лечения от психиатрических расстройств (например, от депрессии). Психология – не медицинская наука. Ее объект – психические процессы и состояния в различных областях деятельности (работа, образование, бизнес, взаимоотношения и так далее).
Специалистов разделяют на теоретиков (исследователей) и практиков. Психологи-теоретики – это ученые, которые изучают определенные закономерности психологических механизмов человека, проводят исследования, выдвигают гипотезы и определяют закономерности. Практики занимаются прикладной наукой – применяют знания в определенной сфере деятельности, часто с целью организации психологической помощи. Среди практиков выделяют клинических, детских, спортивных, педагогических, общих психологов и специалистов в других областях.
Ключевые особенности работы психолога
- Специалист работает с психически здоровыми людьми, не является психиатром.
- Должность является обязательной в некоторых образовательных, социальных и государственных учреждениях (например, в школах и детских домах).
- В теоретической образовательной базе и в программах ВУЗов наблюдаются существенные, порой противоречивые различия.
- Деятельность психологов в России не лицензируется и не регламентируется – в нормативной базе есть только «Этический кодекс».
- Многие ученые до сих пор отказываются признавать психологию как науку, возлагая надежды лишь на клиническую психиатрию.
Психолог работает не с больными, а с клиентами. Чаще всего люди обращаются к нему в травматических и стрессовых ситуациях. Это может быть смерть близкого человека, тяжелый развод, угнетенное состояние при заболеваниях, насилие, рождение ребенка. Помощь специалиста также актуальна при очевидных трудностях в социализации и коммуникации с людьми, при тревожности и невозможности выстраивать счастливую, полноценную жизнь.
Где учиться и что сдавать
Выбор профессии психолог ставит абитуриента перед сложным выбором – бороться за место в престижном университете или довольствоваться более реальными шансами. К сожалению, эта специальность редко оставляет выбор. Наибольшего успеха добиваются или выпускники престижных ВУЗов, или много работавшие над своим образованием самостоятельно специалисты. Выпускники невостребованных университетов, институтов и факультетов редко могут рассчитывать на карьерный рост ввиду откровенно плохой профессиональной подготовки.
Абитуриенту важно бороться за место в одном из лучших ВУЗов страны. Иначе вероятность сделать головокружительную карьеру будет стремиться к нулю.
После получения диплома вы не сможете устроиться в престижную консультацию и будете набираться опыта на рядовых, низкооплачиваемых должностях. Согласно статистике, только 20% выпускников работает по специальности. Слишком многое будет зависеть от вас. Но как профессионально развиваться, когда ты получаешь зарплату в 15-20 тысяч рублей, а работаешь за двоих? Потому важно стремиться в лучшие учебные заведения.
ТОП-5 лучших ВУЗов России, готовящих психологов:
- МГУ им. Ломоносова.
- РГГУ (гуманитарный университет).
- СПбГУ.
- Медицинский университет им. Сеченова.
- Высшая школа экономики.
Если приводить примеры из отечественного опыта, то в числе известных психологов-практиков сложно отыскать специалистов, окончившие скромные провинциальные университеты. В частности, один из самых востребованных и высокооплачиваемых психологов России, Михаил Лабковский, окончил МГУ им. Ломоносова. Это не значит, что у выпускников менее престижных ВУЗов нет никаких шансов. Это означает, что им придется много работать и заниматься самообразованием, тогда как студенты лучших университетов получат мощную подготовку во время занятий. Различия здесь слишком существенные.
Рейтинг ТОП-11 лучших онлайн школ | |
---|---|
Международная школа иностранных языков, включая японский, китайский, арабский. Так же доступны компьютерные курсы, искусство и дизайн, финансы и учёт, маркетинг, реклама, PR. |
|
Индивидуальные занятия с репетитором по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, школьным предметам. Занятия с лучшими преподавателями России, более 23 000 интерактивных задач. |
|
Онлайн школа для подготовки к ЕГЭ по 4 предметам: русский, математика, английский, физика. Занятия проходят на современной IT-платформе, включающей видеосвязь, чат, тренажеры и банк задач. |
|
Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы. |
|
Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка. |
|
Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики. |
|
Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения. |
|
Дистанционная онлайн-школа. Уроки школьной программы с 1 по 11 класс: видео, конспекты, тесты, тренажеры. Для тех, кто часто пропускает школу или проживает вне России. |
|
Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров. |
|
Крупнейшая площадка онлайн образования. Позволяет получить востребованную интернет-профессию. Все упражнения размещены онлайн, доступ к ним не ограничен. |
|
Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки. |
Какими качествами нужно обладать
Аналитический склад ума и умение сохранять спокойствие даже в самых богатых на эмоции ситуациях – ключевые качества, которыми должен обладать психолог. Представьте: к практикующему консультанту ежемесячно обращаются сотни клиентов. У каждого из них своя беда, каждый из них глупит по-своему, 99% ждут от специалиста инструкций к действию, которых нет и быть не может.
Умения не терять самообладание, трезво смотреть на вещи и анализировать ситуации с холодной головой выходят на первый план.
Психолог не должен сопереживать клиенту – он постоянно сталкивается с чужими травматическими и стрессовыми ситуациями, брать все это «на себя» попросту недопустимо. В противном случае теряется объективность, а сам специалист довольно скоро может оказаться на приеме у психиатра.
Еще одно важное качество – независимость от оценок и мнений. 9 из 10 ваших клиентов, скорее всего, будут недовольны консультацией, ведь они надеялись получить инструкцию или узнать секрет. А задача психолога заключается только в том, чтобы направить мысли человека в нужное русло – он должен сам осознать проблему и пути ее решения.
Плюсы и минусы профессии
Когда ученики старших классов пишут сочинение на тему «Моя будущая профессия психолог», они редко осознают суть этой специальности. Многим кажется, что они будут просто разговаривать с людьми и высказывать правильную (на самом деле субъективную) точку зрения. Но представления о правильности собственных суждений ломаются уже на первых занятий в университете. Часто студенты «проглатывают» информацию из учебников, но отказываются принимать ее за истину. Слишком уж она не похожа на их представления. Потому заранее взвесьте все плюсы и минусы, чтобы не тратить время и не испытывать горькое чувство разочарования.
Ключевые плюсы профессии:
- Интересная с научной и практической точки зрения работа.
- Возможность помогать людям и делать их счастливыми.
- Шанс стать успешным, узнаваемым и популярным.
- Высокая оплата труда известных консультантов.
- Возможность разобраться в себе в ходе учебы.
Минусы профессии психолога:
- Существенные преференции выпускникам престижных ВУЗов.
- Низкая респектабельность профессии в России и странах СНГ.
- Низкие зарплаты рядовых специалистов.
- Эмоциональная сложность работы, повышенная ответственность.
- Минимум бюджетных мест в ВУЗах.
Низкая респектабельность, главным образом, связана с ментальностью. В большинстве стран на территории постсоветского пространства сам факт обращения взрослого человека к психологу часто оценивается негативно. Якобы это банальная слабость, нежелание проявить волю и умение решать свои проблемы самостоятельно.
Свой отпечаток накладывает и отсутствие системы лицензирования специалистов, ведущих частную практику – многие недалекие люди называют себя психологами, проводят сомнительные тренинги и пишут откровенно бредовые книги, бросая тень на квалифицированных коллег и специальность в целом.
Насколько востребованы психологи
Несмотря на низкую респектабельность профессии, специалисты остаются востребованными. Отдельную группу здесь составляют детские психологи, которые работают в образовательных и социальных учреждениях.
Еще одна действительно востребованная, но редкая специальность – специалист в области спорта.
Практика показывает, что квалифицированных спортивных психологов в России найти невероятно сложно, тогда как атлеты в них остро нуждаются.
В каких сферах можно работать
- Образование. Детские психологи востребованы в школах, в детских садах. Специалисты работают в высших и средних специальных учебных заведениях, в оздоровительных центрах и в пунктах временного содержания детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в специальных, коррекционных школах и интернатах.
- Частная консультация. Многие специалисты открывают собственную консультацию или работают под началом более востребованных, популярных и именитых коллег. Распространена практика, при которой начинающий психолог некоторое время набирается опыта в должности рядового специалиста и после этого открывает частную консультацию.
- Правоохранительные органы и армия. Психологи востребованы в силовых структурах – они взаимодействуют с военнослужащими, полицейскими. Работают с сотрудниками служб безопасности, с призывниками, с подозреваемыми и с осужденными людьми. Особая роль отводится специалистам, которые взаимодействуют с нарушившими закон детьми.
Психологи также востребованы в социальных учреждениях – в детских домах, реабилитационных центрах, в организациях и учреждениях, занимающихся проблемами неблагополучных семей. Специалисты работают со спортсменами, с чиновниками, а также предоставляют консультации на «горячих линиях». Выделяют военных психологов и сотрудников, которые оказывают помощь родственникам пострадавших в катастрофах.
Какая зарплата у психологов
В среднем по России она составляет 25.7 тыс рублей. При этом порядка 40% сотрудников государственных бюджетных учреждений довольствуются заработной платой в 17-20 тыс рублей. В Москве средняя зарплата составляет 35 тыс рублей. Максимальные заработные платы, по оценкам экспертов, превышают отметку в 1 млн рублей. За границей квалифицированные специалисты получают еще больше.
Много зарабатывают в основном популярные психологи, руководящие частной консультацией или читающие лекции, проводящие семинары. Для них особенно важна презентация, важен личный бренд. Стоимость одного приема у востребованного специалиста обычно превышает 70 тыс рублей, тогда как рядовые сотрудники довольствуются окладом. Учитывая тот факт, что деятельность психологов не лицензируется, говорить о каком-либо регулировании размера заработных плат со стороны государства не приходится.
Резюме
Введение в профессию психолог не испугает вас, если вы взвесите все «за» и «против» до поступления. Это интересная работа в сочетании с предельной ответственностью – де-факто от вас зависит, справится ли человек со сложной ситуацией, станет ли он счастливым. Даже специалисту высокого класса часто не приходится ждать благодарности от клиентов.
Иногда и вовсе приходится идти вразрез со своими принципами. Например, спортивным психологам – часто они вынуждены буквально «ломать» ребенка, чтобы сделать из него настоящего чемпиона, голодного до побед. Потому хорошо подумайте: соответствуют ли ваши представления о профессии реальности?
Психолог
4.7 (93.85%) 13 vote[s]Деятельность и личность человека изучают философия, история, педагогика, этика и другие науки. Психология занимается исследованием особенностей деятельности и личности, то есть специфики функционирования и проявления психических процессов, состояний, свойств, знаний, навыков, умений, опыта при решении практических задач. Она изучает также индивидуальные психологические качества, особые черты, общую структуру и своеобразие личности специалиста. Методологическая основа такого изучения - общенаучные положения о человеческой деятельности, сознании и личности. Под деятельностью понимают целенаправленный процесс преобразования действительности, создания и утверждения материальных и духовных ценностей. Особенности деятельности определяются, как уже отмечалось, содержанием ее целей, предметом, на который она направлена, средствами, с помощью которых она осуществляется, обстановкой, результатами.
В психологической структуре деятельности выделяют цель, мотивы, способы, приемы решения тех или иных задач, планирование, принятие решений, напряжение воли, интеллектуальных сил, контроль за процессом получения ожидаемых результатов, оценку сделанного.
Функционирование и проявление психических процессов, состояний, свойств, опыта в деятельности человека обусловливаются не только решаемыми задачами, обстановкой, но и индивидуальными особенностями самой личности. Человеческая деятельность отвечает потребностям личности, она мотивирована и управляется психическим отражением наличествующих объективных условий и представлением будущего, в частности - представлением о том результате, на достижение которого она направлена, то есть сознательной целью; она имеет, наконец, свою адекватную регуляцию, непосредственно выражающую ее пристрастность; словом, это деятельность утверждающего свою жизнь целостного субъекта .
Процесс деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или осознания человеком поставленной перед ним задачи). Далее идет выработка плана, установок, решений, моделей, схем предстоящих действий. Затем человек приступает, к осуществлению предметных действий, применяет определенные средства и способы деятельности, сравнивает ход процесса и получаемые результаты с поставленной целью, вносит коррективы.
Личность - человек как субъект отношений и сознательной деятельности, наделенный творческими способностями. Главное в личности-отношение к миру и самому себе, те качества и свойства, которые обусловливают ее социальное поведение.
Формирование личности определяется общественным строем, воспитанием и самовоспитанием, взаимоотношениями с другими людьми, деятельностью.
Осуществляемая в стране демократизация, главной целью которой является решительное обновление всех сторон жизнедеятельности общества, предполагает глубокое познание и всесторонний учет особенностей личности и сознания человека, развитие его инициативы, творческого потенциала, гражданской и политической активности.
В оценке методов изучения личности в настоящее время преобладает историко-эволюционный подход, который задает общую стратегию для освещения вопросов о соотношении биологического и социального в личности, мотивации ее развития, механизмов регуляции социального поведения личности, характера и способностей .
Психологическое раскрытие связей «личность-профессия» в известной мере может способствовать конкретизации понимания личности, определению целей и задач подготовки специалистов.
Любая профессия - разновидность общественно необходимой, постоянно выполняемой деятельности на основе приобретения знаний, навыков, умений, развития личных качеств человека. Профессиональная деятельность специалистов с высшим образованием - это деятельность интеллигентов в различных областях общественного труда.
В пределах каждой профессии существуют специальности со сравнительно узким характером профессиональной деятельности. Некоторые виды деятельности объединяют несколько специальностей: руководитель производства, директор школы и т.д. Благодаря широкой системе профессионального образования и повышения квалификации в рамках одной профессии обеспечивается достаточно широкий выбор специальностей. Например, профессия учителя охватывает специализацию преподавателей математики, биологии, истории, химии и др.
При рассмотрении взаимосвязи личности и профессии необходимо учитывать идейно-политическую и профессиональную направленность специалиста, его отношение, интерес и любовь к профессии; черты мировоззрения и личностные установки; систему целей и мотивов, способствующих выполнению обязанностей; духовные, интеллектуальные, нравственные и эстетические потребности, направление развития способностей, склонностей, идеалов; совокупность знаний, навыков, умений, необходимых для работы; внимательность, наблюдательность, особенности памяти, воображения, мышления, речи; общее развитие, эрудицию, культуру, интеллигентность; профессионально важные черты характера, способности, уровень развития познавательных психологических процессов.
Поэтому изучать взаимосвязь личности и профессии - значит: а) выявлять требования, предъявляемые к человеку профессией; б) исследовать уровни эффективности деятельности специалиста и приходить к определенным выводам об особенностях профессионально важных качеств; в) анализировать особенности личности как гражданина своей страны, вскрывать истоки развития тех или иных его общечеловеческих качеств и черт, целей и мотивов профессиональной деятельности.
Любая профессия ставит перед человеком определенные требования, поэтому прежде чем формировать студента как личность, необходимо создать модель специалиста. Разумеется, модель инженера будет отличаться от модели педагога или врача, но принцип построения и структура таких моделей специалистов разных профессий могли бы быть общими . Имея модель специалиста с определенной системой характерных для него свойств, знаний, навыков, умений, можно приступить к разработке методов выявления профессиональных требований к специалисту, а после этого построить систему количественной оценки степени соответствия предъявляемых требований и качеств специалиста.
Встает вопрос и о квалификации специалистов с высшим образованием. Понятие квалификации отражает качественную сторону их подготовки. Через это понятие учебный процесс непосредственно связан с психологией и педагогикой, оно служит основой для формулирования профессиональных и других требований к личности, анализа его деятельности. Квалификация определяется местом специалиста в общественном производстве, степенью сложности и характером его труда, а также совокупностью личных возможностей и способностей выполнять свои обязанности. Эта совокупность выражается главным образом в профессионально важных знаниях, умениях, навыках, психических процессах и качествах личности.
Из сказанного вытекает необходимость взаимодействия ряда наук в решении вопроса о квалификации специалиста, в изучении современных требований к его личности и деятельности. Здесь помимо психологии высшей школы должны внести свой вклад и другие науки:
физиология и биология (при изучении особенностей высшей нервной деятельности студента, специалиста, их адаптации, физических качеств, нагрузок и т.п.);
психология личности (изучает направленность личности, ее способности, темперамент и характер);
возрастная психология (изучает особенности психики студентов, обусловленные возрастом);
философия (позволяет решать вопросы отношения сознания, личности к внешней среде);
этика (раскрывает нормы поведения специалиста, его моральные качества);
социальная психология (изучает особенности студенческого и кафедрального коллектива и др.);
эргономика (обеспечивает рациональное оборудование рабочего места и т.д.).
Например, этика должна помочь высшей школе учесть новые явления и процессы во взаимоотношениях и общежитии людей, эргономика-раскрыть наиболее благоприятные условия деятельности специалиста, психология труда - изучить факторы и закономерности психической деятельности специалиста во время практической работы, его индивидуально-психологические характеристики, профессионально важные качества, которые нужно сформировать в вузе.
Психологическое своеобразие разных видов деятельности специалистов обусловливает необходимость профессиографического 1 раскрытия требований к их личности. Разработка профессиограмм способствует формированию у педагогических коллективов вузов четких и единых представлений о том, что должен дать тот или иной вуз «на выходе», научно продуманному составлению учебных планов. Важно при этом выявлять типичные трудности, с которыми сталкиваются выпускники вузов, и порождающие их причины.
В книге Е.С. Романовой «99 популярных профессий» (СПб., 2003) представлены 99 профессиограмм наиболее популярных среди современных школьников профессий. Среди них атташе, бармен, ведущий на радио или телевидении, защитник окружающей среды, имиджмейкер, певец, политолог, психолог, фотомодель, эколог и др. Исследование было осуществлено на основе анкетирования выпускников общеобразовательных школ и индивидуальных бесед с ними.
Любая профессиограмма состоит из разделов, описанных ниже.
1. Классификационная карточка профессии.
В краткой форме здесь изложены наиболее важные с психологической точки зрения признаки профессии: ее наименование; доминирующий способ мышления; область базовых знаний; профессиональная область; межличностное взаимодействие; доминирующий интерес; дополнительный интерес; условия работы.
В качестве примера привели квалификационную карточку профессии учителя.
Наименование профессии - учитель.
Доминирующий способ - адаптация-формализация.мышления
Область базовых знаний - гуманитарные, естественные
№ 1 и их уровень науки или математика, статистика
(зависит от специальности), уровень 3,
высокий (теоретический).
Область базовых знаний - педагогика и психология, уровень 2,
№ 2 и их уровень средний (практическое использование знаний).
Профессиональная область - педагогика.
Межличностное взаимо- - частое по типу «вместе».
действие
Доминирующий интерес - социальный.
Дополнительный интерес - артистический.
Условия работы - в помещении, мобильные.
2. Доминирующие виды деятельности.
В профессиограмме «Учитель» они следующие:
Обучение различным наукам;
Объяснение нового материала доступными для учащихся данного возраста и с учетом их индивидуальных особенностей средствами;
Контроль за усвоением материала;
Проведение воспитательной работы с детьми;
помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся;
Выявление интересов и склонностей учащихся для адекватного подбора программ и методов обучения;
Изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них;
Построение программы обучения на основе знания общих возрастных закономерностей развития детей;
Участие в формировании личности учащегося;
Развитие у обучаемых стремления к освоению новых знаний;
Организация внеклассных групповых мероприятий, проведение дискуссий, диспутов, собраний;
Объяснение текущих социальных событий и явлений;
__________________
1 Профессиография - описание профессии или специальности, на основании которого составляется профессиограмма, то есть перечень психологических, физиологических и профессиональных требований к специалисту.
Участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ;
Составление тематических и урочных планов;
Оформление документации (журналов, отчетов).
3. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности.
Сюда можно отнести как способности, так и личностные качества человека:
Способности - преподавательские; организаторские, ораторские, вербальные (умение говорить ясно, четко, выразительно), коммуникативные (навыки общения и взаимодействия с людьми), хорошо развитая память, высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно), психическая и эмоциональная уравновешенность, проявление эмпатии (способности к сопереживанию).
Личностные качества, интересы и склонности-склонность к работе с детьми; умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой; высокая степень личной ответственности; самоконтроль и уравновешенность; терпимость, безоценочное отношение к людям; интерес и уважение к другому человеку; стремление к самопознанию, саморазвитию; оригинальность, находчивость, разносторонность интересов; тактичность; целеустремленность; артистизм; требовательность к себе и другим; наблюдательность (анализ тенденций в развитии ребенка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).
4. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности.
В эту группу качеств входят: неорганизованность; психическая и эмоциональная неуравновешенность; агрессивность; ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды); эгоистичность; отсутствие организаторских способностей.
5. Области применения профессиональных знаний.
В пределах рассматриваемой профессиограммы:
Образовательные учреждения (школы, детские сады, вузы);
Социальные организации (детские дома, приюты, интернаты, детские центры творчества и досуга);
Правоохранительные органы (детские приемники-распределители, колонии);
Городские и муниципальные учебно-методические центры и др.
6. История профессии.
Педагогика, как, наверное, известно многим, в переводе с греческого означает «детовождение», то есть воспитание детей, подготовка их к жизни в обществе. Как сложившаяся наука педагогика занимается раскрытием сущности, целей, задач и закономерностей воспитания, определяет содержание образования и методику обучения.
Начала педагогики были заложены уже в древние времена в виде правил и наставлений для взрослых по уходу за. детьми и наблюдению за их поведением, а педагогические традиции, положившие начало развитию педагогики как науки, появились в Древней Греции в V-IV веках до нашей эры. Особый интерес вызывают афинская и спартанская системы воспитания.
Афинская система воспитания предполагала начало обучения детей с 7 лет, когда педагог (так называли черного раба) вел ребенка в школу, где сначала тот учился чтению и счету, затем наступала очередь литературного и эстетического воспитания. Большая роль отводилась и физическому воспитанию (бегу, прыжкам, плаванию, метанию копья и диска).
Спартанская школа основное внимание уделяла воспитанию силы духа, физической выносливости, закаливанию характера.
Образование в эпоху Средневековья носило в основном религиозный характер.
Большой вклад в развитие отечественной педагогию; внесли Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и мно гие другие.
7. Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (социальным и артистическим).
В профессиограмме «Учитель» указаны следующие профессии: воспитатель детского сада, прокурор, адвокат, кос метолог, арбитр (судья), детская медсестра.
8. Учебные заведения, обучающие данной профессии.
Профессию учителя можно получить в высших учебных педагогических заведениях учитель средних и старши классов) и в средних специальных учебных заведениях (учитель младших классов).
Итак, мы дали профессиографическое описание требований к личности учителя.
Систематические психологические исследования работ лучших специалистов позволят определить, какие общее разовательные, методологические и специальные знани. практические умения и навыки им необходимы для успег ной деятельности в той или иной сфере. Психология доляа выяснить, какие познавательные задачи чаще всего прих дится решать специалистам с высшим образованием, к чему надо готовить студентов.
Для конкретизации целей формирования личности специалиста необходимо составлять психограммы 1 профессий, так как различные специальности предъявляют своеобразные требования к практической деятельности и личное выпускника вуза.
Требования к специалисту с высшим образованием
Общее и специальное образование выполняет не только культурную и техническую функции, но и является одним из важнейших факторов, обеспечивающих высокую жизнеспособность и жизнестойкость человека. Развитие интеллекта и личности, способности к обучению, постоянному самообразованию является огромной силой, сохраняющей творческий потенциал и повышающей социальную ценность человека.
Людям разных профессий, успешно справляющихся со своими многочисленными обязанностями, присущи не только некоторые общие, но и специфические черты и качества. Определить их - значит, наметить конкретные цели формирования личности студента. Общие качества, необходимые любому современному специалисту, - это гуманизм, чувство человеческого достоинства, дисциплинированность, мужество, выдержка, самообладание, уверенность в своих силаху решительность, организованность, настойчивость, инициативность; разнообразные способности- умственные, физические, организаторские, технические, педагогические. Сюда же можно отнести творческое мышление, глубину и гибкость ума, критичность, самостоятельность в суждениях и т.п.
Современный специалист должен обладать основатель: ной теоретической подготовкой, творческим мышлением, навыкамиуправленческой и организаторской работы, знать методы использования электронно-вычислительной техники применительно к профилю своей деятельности; иностранные языки. Его, человека высокой общей культуры, должны отличать инициатива и ответственность, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний, способность принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь.
Студенты вузов-это потенциальные организаторы производства, бизнеса. Многим из них придется решать вопросы организации совместной и индивидуальной работы, морально и материально заинтересовывать людей, поощрятьизобретательство и рационализаторство. Все это не менее важно, чем производственная деятельность.
В современных условиях необходимыми в социальном облике специалиста высшей квалификации являются его качества организатора-управленца. Поэтому каждый студент должен овладеть за время обучения в вузе и навыками организаторской, воспитательной деятельности.
Важнейшую психологическую функцию выполняет мьшление, которое тесно связано с другими познавательными процессами-восприятием, вниманием, памятью, представлением, воображением, речью. Творческое мышление по-особому выражает единство этих процессов, опирается н них, особенно на воображение, и зависит от личностных свойств, опыта человека, его отношения к действительности. Высокий уровень творческого мышления специалиста - важная психологическая предпосылка наиболее рационального и эффективного выполнения им профессиональных обязанностей.
Для преобразования общества необходим поиск новых способов действий, видоизменение ранее усвоенных приемов, учет при принятии решений особенностей конкретной ситуации, а это становится возможным, только если специалист стремится к оптимальным результатам, устойчив к негативным впечатлениям и эмоциям, сохраняет самоконтроль. Нравственные и физические нагрузки, связанные с деятельностью в современных условиях, предопределяют еще большую зависимость результатов работы специалиста от его ответственности, чувства долга, установок на самостоятельность уровня знаний, его навыков и умений. Именно благодаря настойчивым мотивам и личностным установкам, всесторонней профессиональной компетенции и готовности к труду специалист может творчески принимать решения и осуществлять практические действия .
1 Психограмма-характеристика особенностей, навыков, умений и качеств личности, необходимых специалистам для успешного выполнения своих обязанностей.
Продуктивность творческого мышления специалк повышается, если он, уяснив задачу и оценив обстано: создает модель, своего рода внутренний план практичес действий. При этом он несколько отвлекается от внешних условий своего труда, второстепенных сведений, регулируя свои интеллектуальные процессы.
Перевод наглядно воспринятых данных и сведений в представляемые и воображаемые позволяет анализировать их значимость, производить в уме различные их преобразования. Проникая в сущность задачи, можно строить воображаемую картину предстоящих действий, определять рациональные способы достижения цели.
Важными характеристиками творческого мышления специалиста являются быстрота, гибкость, мобильность познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения и др.) и умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации и т.п.). Именно за счет них специалисту удается избегать шаблонных путей достижения цели, механического перенесения прежнего опыта в новые ситуации.
Выявление специфических черты качеств, необходимых специалисту, существенно зависит от психологического анализа требований к представителям отдельных профессий, который дает информацию и об особых (для данной специальности) требованиях к личности и деятельности выпускника вуза.
Выделение психологических особенностей, которые отличают одну специальность от другой, позволяет конкретно определить частные цели воспитания и обучения студентов вуза, наметить конкретные пути формирования у них в процессе учебы необходимых знаний, умений, навыков и профессионально важных психических особенностей.
Каждая профессия синтезирует ряд видов деятельности. Именно поэтому крайне необходимо определить психологический профиль выпускников тех или иных вузов. Например, всем выпускникам должны быть присущи чувство ответственности, мобильная память, творческое мышление, внимательность. Но в различных профессиях перечисленные качества своеобразно и по-разному влияют на результаты труда. Незная этого, нельзя добиться глубокой целеустремленности в педагогическом процессе.
Психологическая характеристика профессии меняется в зависимости от изменений условий и задач труда. Ее определение должно предшествовать любым изменениям в учебных планах и программах. Следует подчеркнуть, что анализ будущей деятельности выпускников вузов является необходимой предпосылкой правильного решения проблемы воспитания и обучения. Этот анализ может быть выполнен на основе ряда наук, но основную роль играет психология. Результатом такого анализа должны быть профессиограмма той или иной профессии и соответствующие требования к специалисту, его знаниям, умениям, навыкам, убеждениям, моральным и волевым качествам.
Адекватность личности специалиста таким требованиям получает выражение в форме определенных свойств и черт: находящихся в динамическом соотношении с соответствующими социальными и производственными потребностями общества. Необходимость данного подхода к конкретизацш цели формирования личности специалиста с высшим образованием связана с ускорением всех социально-экономических процессов в наше время, с возрастающей ролью научного предвидения во всех сферах общественного развития особенно в области трудовой деятельности.
Таким образом, в психологии высшей школы правильно составленная профессиограмма определенного специалиста-залог успеха.
В ходе исследований определена следующая схема профессиограммы выпускника вуза, будущего специалиста:
1) общая характеристика специализации (социально-политическое и практическое значение, ее место в общественно-трудовой деятельности; связь с другими специализациями, варианты возможных должностей внутри специализации, типичные места работы);
2) основные черты будущей работы (характерные внешние условия и средства деятельности; рабочая зона, основные операции и приемы работы; новые формы работы в данной специальности; эргономические и гигиенические условия, основные трудности и неудобства; влияние работы на психику человека и основные требования к его психосенсорной сфере и психомоторике; интеллектуальные эмоционально-волевые особенности деятельности; характерные черты профессиональных групп, коллектива);
3)характеристика направленности специалиста (профессиональная направленность, отношение, интерес и любовь к профессии; основные черты мировоззрения и личностных установок; система целей и мотивов, способствующих выполнению служебных обязанностей; структура и содержание духовных, интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей, направление развития интересов, склонностей, идеалов);
4) общеобразовательная подготовка и общее умственное развитие (совокупность знаний, навыков, умений, привычек, необходимых для работы; внимательность, наблюдательность, особенности памяти, воображения и мышления; интеллектуальные способности);
5) специальные качества и способности (черты характера, необходимые в работе; способность к деятельности по специальности; должный уровень развития познавательных психических процессов: быстрота переработки информации и т.п.).
Углубленный психологический анализ даст возможность наметить структуру и особенности необходимых качеств для любой специальности.
Составление профессиограмм полностью не решает вопроса о конкретизации целей формирования личности студента, но дает определенный ориентир в решении того, какой учебно-воспитательный материал и в каком объеме должен стать основой подготовки студентов того или иного вуза.
Новым методологическим принципом в целевой подготовке специалистов, в отличие от традиционной, является в настоящее время и сам подход к обучению: для студента уже на младших курсах формулируется (по рекомендации предприятия-заказчика) конкретная перспективная задача, опережающая уровень развития предприятия на несколько лет. Решая ее, студент работает более напряженно, интенсивно и целенаправленно, у него возникает внутренняя убежденность в необходимости освоения научных курсов для достижения намеченной цели, а не только для сдачи экзамена.
Подготовка по рассматриваемой программе практически индивидуальная: при выполнении целевого задания работой студента руководят преподаватель базовой кафедры и инженер предприятия. Поскольку стоимость подготовки одного специалиста по новой системе обучения существенно выше, она возможна только на кооперативных и хозрасчетных началах сотрудничества вузов с промышленными предприятиями.
Таким образом, конкретное определение каждым вузом целей и задач формирования личности специалиста требует научно обоснованного подхода к социальным функциям воспитания и образования, использования положений психологии высшей школы и других наук о профессиональной деятельности человека.
Особенности развития личности студента
Термин студент -латинского происхождения, в переводе на русский язык он означает «усердно работающий, занимающийся», то есть овладевающий знаниями. Студент-это представитель специфической социальной категории людей, готовящихся к производственной деятельности.
Студенчество составляет особую группу, которая пополняет ряды интеллигенции. Главное направление в жизни студентов - учеба, развитие своего интеллекта, духовный и нравственный рост, овладение профессией. Личность студента - это личность молодого человека, готовящегося к высококвалифицированйому выполнению функций специалиста в той или иной области трудовой деятельности. В ходе обучения у студента должны быть сформированы необходимые для этого качества, знания, навыки, умения.
Как человека определенного возраста и как личность сту дента можно характеризовать с нескольких сторон:
1) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенному классу, национальности, группе.
Социальная сторона проявляется в личности студент; благодаря включенности его в социальную студенческу» группу, выполнению им функций учащегося в вузе;
2) с психологической, представляющей собой единство психических процессов, состояний, образований и свойств личности.
Главное здесь-психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых, как уже отмечалось, зависят протекание психических процессов, возникновение и проявление психических состояний, характерных для каждого конкретного студента;
3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.п. В основном предопределенные наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяющиеся под влиянием условий жизни и воспитания.
Изучение указанных выше характеристик раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности.
Так, если подходить к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. В юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т д.
Если же изучать студента как личность, то возраст 18- 20 лет-это период наиболее активного развития нравственных и эстетических качеств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, общественно-политических, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало экономической активности, под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, а также интенсивное формирование тех или иных способностей в евязи с профессионализацией выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта человека. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений .
Развитие творческих способностей, интеллектуальных и физических сил сопровождается и расцветом внешней привлекательности, но создает иллюзию, что так будет продолжаться «вечно», что лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.
Становление личности студента в вузе подчиняется общим законам диалектики- это диалектический процесс создания предпосылок к развитию, процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, процесс самодвижения, самоизменения. Имеет место иногда противоречие между стремлением овладеть профессией, успешно закончить обучение и переживаниями, вызываемыми объемом задач и сложностью обязанностей, то есть противоречие между отношением к цели деятельности и отношением к ее процессу. Противоречия, являющиеся причиной изменения личности, - это внутренние противоречия.
Степень осознания личностью своих внутренних противоречий может быть различной, а иной раз противоречия и не осознаются, как, например, в случае противоречия между неосознаваемой установкой и непосредственной оценкой объекта или явления на основе их восприятия.
Осознание противоречий в свете общественно значимых целей, высоких идеалов и профессиональных требований- предпосылка такого разрешения студентами противоречий, которое способствует развитию их личности как будущих профессионалов. В противном случае противоречия могут привести к регрессии в развитии личности студента. Это важно учитывать в учебно-воспитательной работе и постоянно заботиться о нравственном воспитании, положительной мотивации творческой интеллектуальной активности студентов, их настроении.
Развитие личности студента, разрешение внутренних противоречий происходит по ряду направлений. Типичны из них следующие:
Углубляется профессиональная направленность, развиваются необходимые способности;
Совершенствуются, «профессионализируются» психические процессы, состояния, опыт;
Повышаются чувство долга, ответственность, профессиональная самостоятельность, рельефнее выступает индивидуальность студента, его жизненная позиция;
Растут притязания личности студента в области своей будущей профессии;
На основе интенсивного усвоения социального опыта, овладения знаниями повышается духовная, политическая и нравственная устойчивость его личности;
Повышается удельный вес самовоспитания и самообразования студента в становлении его личности;
Постоянно возрастает степень профессиональной готовности студента к будущей практической работе.
В работе развитие личности показано как возрастающая по масштабу и уровню интеграция-образование подструктур и их все усложняющийся синтез. С другой стороны, происходит и параллельный процесс все большей дифференциации психических функций (развитие, усложнение, «разветвление» психических процессов, состояний, свойств) с выделением двух фаз развития: «фронтального прогресса» и специализации.
Высшей интеграцией психологических свойств личности является творчество, а наиболее обобщенными эффектами (а вместе с тем потенциалами)-способности и талант. Основными формами развития психических свойств человека являются подготовка, старт, кульминация и финиш, в общем-история его жизни и деятельности в обществе . Главными внутренними факторами развития личности являются ее мотивационная сфера и интеллектуальная активность.
Пребывание в вузе должно оказывать (и действительно оказывает в абсолютном большинстве случаев) в максимальной степени положительное влияние на студента, обеспечивающее приобретение им качеств и опыта, необходимых ему как будущему специалисту.
Студенты вузов - это в большинстве своем высокоразвитые люди, обладающие значительными интеллектуальными и физическими возможностями. Духовный мир, познавательные потребности, нравственный облик и физические качества являются предпосылкой для их дальнейшего становления как будущих специалистов. Направленность на будущее, желание обрести социальную самостоятельность ускоряют освоение студентами профессии. Совокупность социальных, профессиональных и познавательных мотивов стимулирует сознательное отношение студентов к учебе, способствует развитию их личности.
В развитии личности студента большое место занимает его работа над собой. Расширяя свои знания, вырабатывая и приобретая все новые умения, он может внутренне существенно изменяться, совершенствовать свои способности, характер.
Официальный партнёр раздела
Для друзей!
Справка
Психология (в греческом языке «душа и слово») - это академическая и прикладная наука о поведении и психологических процессах в психике людей и животных. Психолог - специалист в области психологии, занимающийся научным изучением психики человека. Задача психолога состоит в том, чтобы помочь исследовать ситуацию на эмоциональном уровне, лучше узнать свои актуальные потребности, осознать не эффективные «паттерны» своего поведения, выйти из замкнутого круга повторяющихся ошибок, а затем предпринимать шаги по изменению своей жизни.
Востребованность профессии
Достаточно востребована
Представители профессии Психолога являются достаточно востребованными на рынке труда. Несмотря на то, что вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многим компаниям и на многих предприятиях требуются квалифицированные Психологи .
Полезные статьи
Описание деятельности
Заработная плата
средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:
Уникальность профессии
Довольно распространенная
Большинство опрошенных считает, что профессию Психолога нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Психолога , несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.
Как пользователи оценивали этот критерий:Какое необходимо образование
Высшее профессиональное образование
Данные анкетирования показывают, что для работы по профессии Психолога обязательно нужно иметь диплом о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности или по такой специальности, которая позволяет работать Психологом (смежная или похожая специальность). Среднего профессионального образования не достаточно для того, чтобы стать Психологом .
Как пользователи оценивали этот критерий:Трудовые обязанности
Психолог исследует, каким образом психологические, экономические и организационные факторы производства оказывают воздействие на трудовую деятельность работников организации. Целью такой работы является планирование мероприятий по улучшению условий труда и повышению эффективности работы. Определяет психологические факторы и занимается составлением программ социального развития. Сопоставляет теоретические результаты психологических исследований с практической деятельностью, готовит рекомендации и предложения по проделанной работе. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку. Участвует в формировании трудовых коллективов, проектирует систему организации труда и рабочего времени. Проводит консультации с руководителями предприятий по вопросам социально-психологических проблем управления производством, социального развития коллектива.
Вид труда
Преимущественно умственный труд
Профессия Психолога - это профессия преимущественно умственного труда, которая в большей степени связна с приемом и переработкой информации. В работе Психолога важны результаты его интеллектуальных размышлений. Но, при этом, физический труд не исключается.
Как пользователи оценивали этот критерий:Особенности карьерного роста
Профессия психолога не является карьеристской. Тем не менее, специалист в начале своей карьеры может трудиться в психологических центрах, частных конторах по психологическому консультированию, в образовательных и медицинских учреждениях, менеджером по организации тренингов и семинаров. Далее можно построить карьеру в специализированной психологической службе, заниматься частным консультированием или открыть собственную фирму.
Психолог (др.-греч. psycho — душа; logos — знание), (англ. — psychologist) — специалист в области психологии, который занимается изучением душевного состояния и законов коррекции поведения человека, используя эти знания для оказания помощи в разрешении личностных проблем, адаптации к окружающему миру, улучшению психологического климата в семьях и коллективах. Профессия подходит тем, кого интересует биология и психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Между родственными профессиями «психолог», «психотерапевт » и «психиатр » есть существенная разница. Психотерапевт и психиатр — врачи, окончившие медицинские учебные заведения. Психолог же получает образование по специальности «Психология» на психологических факультетах профильных ВУЗов и врачом не является. Предметом деятельности психолога является не патологическое нарушение психики человека, а его душевное состояние и внутренний мир.
Психолог — одна из тех профессий, которая становится частью её носителя. Становясь психологом, ты становишься им навсегда! Наблюдая за своими детьми, общаясь с родными и близкими, ты не можешь не использовать свои профессиональные знания и опыт. Предмет изучения психологии — человеческая душа — неисчерпаем. Древнегреческий философ Аристотель в трактате «О душе» писал, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как «оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном». Но даже самый лучший психолог не может дать стопроцентный универсальный рецепт для избавления от всех проблем. Он ищет пути решения проблемы вместе с самим человеком, которому нужна помощь, помогает найти внутренние ресурсы организма. Психолог даёт возможность человеку взглянуть на жизнь в целом и на саму проблему под другим углом, направляя человека к мысли, что наша жизнь — в наших руках.
Особенности профессии
Основные виды деятельности психолога:
Психологическая диагностика (тестирование) — изучение индивидуальных особенностей психики человека с помощью тестов, экспериментов, наблюдения и интервью.
Консультирование — доверительное общение между психологом и клиентом для поиска способов решения проблем.
Психологический тренинг — активное обучение способам эмоциональной саморегуляции, решения проблем и личностного роста с помощью психологических игр и упражнений с последующим обсуждением результатов.
Психолог востребован в современном мире. Детские психологи работают в школах и детских садах, помогая детям быстрее и легче адаптироваться к новым условиям. Школьный психолог определяет готовность ребенка к школе, проводит индивидуальную работу с трудными детьми, занимается профориентацией старшеклассников, проводя разные тренинги.
Психолог нужен предприятиям для адаптации молодых специалистов, наладить отношений в коллективе, исследования влияния факторов труда на психику человека, подборе персонала, мотивации и оценке персонала. Семейный психолог консультирует семьи с проблемами. Спортивный психолог настраивает спортсмена на победный результат и решает сопутствующие психологические проблемы. Клинический психолог работает в психиатрических больницах (помогая психиатру точнее поставить диагноз и участвуя в индивидуальной и групповой психотерапии), службах доверия, в реабилитационных центрах, где работает как психотерапевт с людьми, перенёсшими психологические травмы, запутавшихся в обстоятельствах, тяжелобольных, наркоманов, ВИЧ-инфицированных, в случае необходимости подключая к лечению психиатра. В тюрьме психолог должен помогать заключенным адаптироваться к нормальной жизни после освобождения.
Психологи могут найти себе яркое применение в политике и бизнесе.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы:
- интересная творческая работа;
- возможность принимать участие в решении реальных проблем людей;
- необходимость постоянного профессионального совершенствования и в связи с этим — возможность личностного роста;
- возможность использования профессиональных знаний в повседневной жизни;
- познание и изменение себя, своего отношения к событиям окружающего мира.
Минусы:
- душевная усталость, эмоциональное выгорание;
- сложности в принятии мировоззрения клиента и в стремлении обязательно дать полезный совет;
- переживание проблем клиента как своих собственных.
Место работы
- психологические центры;
- частные компании по психологическому консультированию;
- образовательные и медицинские учреждения;
- коммерческие компании и предприятия непсихологического профиля;
- телефоны доверия.
Важные качества
- высокий общий и эмоциональный интеллект;
- умение внимательно слушать и слышать человека;
- терпимость;
- умение сопереживать и успокоить;
- тактичность;
- ответственность;
- наблюдательность;
- эмоциональная устойчивость;
- оптимизм и уверенность в своих силах;
- креативность.
Оплата труда
Профессия психолога в наши дни актуальна и востребована. Зарплата зависит от места работы и обязанностей психолога. Наиболее высокооплачиваемой является частная практика, где заработок также зависит от количества клиентов и консультаций.
Зарплата на 04.06.2019
Россия 15000—40000 ₽
Москва 30000—80000 ₽
Обучение психологов
Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса (МАСПК) приглашает получить специальность в рамках курсов дополнительного образования. Пройти профессиональную переподготовку в МАСПК можно в формате дистанционного обучения, находясь в любом регионе России и за рубежом. Академия предлагает качественное дополнительное образование и гибкие цены.
Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение специальности по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО - это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!
На этом курсе можно получить профессию психолога дистанционно за 3 месяца и 15 000 руб.:
— Одна из самых доступных цен в России;
— Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца;
— Обучение в полностью дистанционном формате;
— Сертификат соответствия профстандарту стоимостью 10 000 руб. в подарок!
— Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.
Высшие учебные заведения с псих-факом присутствуют почти в любом городе или областном центре.
Ступеньки карьеры и перспективы
Возможности карьерного роста, в основном, сводятся к профессиональному совершенствованию, что позволяет стать востребованным и высокооплачиваемым специалистом. Можно создать собственный бизнес, направленный на оказание психологических услуг. Чтобы работать на высоком профессиональном уровне и быть постоянно востребованным на рынке труда, фундаментального образования бывает недостаточно, необходимо регулярно проходить дополнительные курсы повышения квалификации и учиться разнообразным методам психологической диагностики и немедицинской психотерапии.
Известные психологи
Известные психологи: Вильгельм Вундт, Уильям Джеймс, В.М, Зигмунд Фрейд, Карл Г. Юнг, Вильгельм Райх, А. Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Эрик Берн, Милтон Эриксон, Вирджиния Сатир, Абрагам Маслоу, Виктор Франкл, Эрих Фромм, Карл Роджерс и др.
Психология сформировалась из основ таких наук, как астрономия, философия, оккультные науки. Первыми представителями «целителей душ» можно назвать знахарей, колдунов, шаманов. Положительный эффект от их «лечения» происходил, в большей степени, от силы внушения, чем от применения лечебных средств. И только в XVIII веке были предприняты первые попытки научно обосновать их влияние на человека. Основателем психологии как науки считается Вильгельм Вундт, который в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, где проводил исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.
О психологах с юмором
Психически здоровых людей не бывает, бывают плохо обследованные!
Оптимист видит свет в конце туннеля. Пессимист видит поезд идущий навстречу. И только психолог видит двух идиотов, сидящих на рельсах!
Психолог как настоящий друг — это человек, который будет держать тебя за руку и чувствовать твое сердце.
- Плюсы профессии психолога
- Минусы профессии психолога
Профессия психолога в современном мире актуальна, престижна и популярна как никогда. Во многих учебных учреждениях, промышленных предприятиях, службах спасения и помощи людям есть специалисты, помогающие мятущимся душам найти выход из проблемных ситуаций. Практически в каждом университете выпускают психологов - спрос порождает предложение.
Что такое психология? С древнегреческого это слово переводится как «наука о душе», ведь психологические проблемы долгое время считались душевными ранами. Да и сейчас в нашем словаре есть такое слово как «душевнобольной», хотя все мы уже знаем, что проблемы таких людей заложены в мозге. Психология изучает мыслительные и эмоциональные процессы, структуру личности, способы связи человека со внешним миром, тонкости общения и отношений, специфику самовосприятия. Психология разделяется на теоретическую и практическую. Первая занимается исследованием нормальных и аномальных состояний психики, вторая - коррекцией проблем.
Получить профессию психолога сегодня несложно. Можно отучиться в университете, если решение помогать людям пришло в юном возрасте. Если это зрелое решение, то можно оставить в качестве базы уже имеющееся высшее образование и пойти на курсы, которых сегодня предлагается огромное количество. Главное - не попасться на удочку мошенника: хорошенько разузнать об учреждении и преподавателях, получить отзывы, поинтересоваться, какие именно знания дают на данных курсах.
Отучиться на психолога и стать им - это не совсем одно и то же. Начнем с того, что не все досконально знают, чем отличаются психологи от психотерапевтов и психиатров.
Психотерапевт и психиатр - это медицинские специальности, которые востребованы в больницах и различных медицинских центрах. Они предполагают наличие медицинского образования, поскольку врачи этой специальности должны знать анатомию человека, назначать препараты, уметь проводить диагностику с помощью различной аппаратуры.
Психология - это гуманитарное направление, которое не требует медицинского образования. Она раскрывает механизмы психических процессов и дает понимание причин их нарушения. Помощь пациентам производится посредством разъяснительных бесед, тренингов, практик.
Куда идти с дипломом психолога? Конечно, каждый мечтает открыть собственный кабинет, чтобы зарабатывать хорошие деньги на консультациях. Но дело в том, что частный психолог - это в первую очередь имя и репутация, новичок не сможет получать прибыть, сняв кабинет и развесив объявления на столбах. Поэтому сначала нужно поработать в государственной структуре. Это:
- детские сады, школы, училища, вузы;
- центры реабилитации (подростков, жертв домашнего насилия, заключенных, людей с зависимостями и т.д.);
- службах спасения (МЧС, служба скорой помощи);
- военные подразделения;
- спортивные учреждения.
После получения определенной практики можно замахнуться на должность психолога на частном предприятии - заводе, проектном бюро, IT-компании. Здесь психологи участвуют в подборе персонала, организовывают тренинги, занимаются развитием корпоративной этики, ну и, конечно, проводят личные беседы. Они отвечают за положительный, эффективный и созидательный настрой команды.
Частная практика покоряется тем, кто давно работает в сфере оказания психологической помощи, хорошо себя зарекомендовал и уже имеет небольшой круг частных клиентов. Нередко психологи совмещают работу в госструктуре и частную практику.
Плюсы профессии психолога
1. Помочь людям
Приятно знать, что ты сделал что-то важное. Психологи спасают людей от самоубийств, помогают решить проблемы в семье, дают советы в разрешении конфликтов. Каждая спасенная жизнь, сохраненная семья или человек, не ставший на скользкую дорожку - на счету психолога. И когда ты знаешь, что приносишь людям пользу, то понимаешь, что жизнь прожита не зря.
2. Помочь себе
Многие идут учиться на психолога, чтобы разобраться в себе, понять собственные проблемы. По статистике, четверть психологов сами имеют психологические проблемы. Хорошо это или плохо? Практикующими психологами часто становятся люди, склонные к депрессиям, и в данном случае это даже хорошо. Во-первых, они могут понять пациента как никто другой, потому что сами сталкивались с его бедами. Кроме того, помощь другим считается лучшим лекарством от депрессий. Люди, осознающие свою важность и необходимость, реже страдают от упаднических состояний.
3. Познать человеческую глубину
Мы проникли в земные глубины, нырнули в океан, взлетели в космос, расщепили атом… Но до сих пор не знаем досконально самих себя. Человек - вот самая неизученная область науки. Но даже те знания, которые у нас есть, поражают. Изучив даже самые азы, мы понимаем, насколько интересно и незабываемо это - проникать в глубинные слои человеческих душ, понимать их. И при этом перед специалистом всегда будет поле для новых открытий.
Минусы профессии психолога
1. Эмоциональное выгорание
За время практики психологам приходится сталкиваться с самыми страшными кошмарами человеческой психики. Они всегда будут видеть чужое горе, в их глаза будут заглядывать, ища сочувствия и решения проблем.
Если психолог работает в школе, то через него будут проходить дети, которых бьют родители, подростки-наркоманы и воришки, юные хулиганы - в общем, самые проблемные ученики. Если он работает в центре психологической или физической реабилитации, он каждый день будет видеть десятки искалеченных тел и жизней. Продолжать список можно еще долго, но смысл один - психологу придется увидеть самую больную сторону человеческой сущности. Сможет ли он это выдержать? Это нужно осознать и решить заранее.
2. Жилетка для друга
«О, ты психолог! Посоветуй, что делать, у меня тут такая ситуация…» Каждый знакомый и полузнакомый человек, услышав, что вы учитесь на психолога или работаете им, попросит помощи или совета. Многим приходится вежливо отказывать и советовать записаться на консультацию. Естественно, не всем это нравится - только понимающие люди способны согласиться с тем, что психологу хотя бы иногда хочется отдохнуть от груза чужих проблем. Но найдется немало таких, кто обидится и будет считать вас злым и черствым человеком. Тут уж ничего не поделаешь.
3. Без права на ошибку
Психолог - это не просто работа. Это жизненная роль. Психолог, как и политик, судья или преподаватель, должен сверкать кристально чистой биографией. Он обязан блюсти себя, ведь для людей он что-то вроде мирского священника - они открывают ему свою душу, впускают в самые потаенные уголки своей жизни. Сможет ли работать по специальности семейный психолог, у которого три развода за плечами? Доверится ли пациент психологу с алкогольной зависимостью? «Лекарь, сначала излечи себя сам», - скажут ему. И правда, как можно помогать другим, если не можешь помочь себе?
Какие личностные качества необходимы психологу?
Чтобы стать психологом, нужно в первую очередь быть альтруистом, поскольку в такой профессии никакие деньги не компенсируют эмоциональных трудностей, с которыми сталкивается специалист. Только любовь к людям может стать спасительным маяком, помогающим понять, для чего это все делается. Нужно обладать большой ответственностью, ведь для многих пациентов психолог - это единственная надежда. Нужно быть стрессоустойчивым, поскольку клиенты бывают разные, в том числе и враждебно настроенные. Нужно быть тактичным и деликатным, ведь встречаются обидчивые пациенты. И, что очень важно - общительным. Тот, кто способен общаться долгое время и не испытывать эмоциональной усталости, может стать хорошим психологом. Если же вы устаете от общения, то подумайте еще раз - ваше ли это?
Суть профессии психолога заключается в том, чтобы разобрать по кирпичикам все мотивы и факторы, которые руководят поведением людей. Если провести параллель, то психолог - это механик человеческой души, который понимает, как работает все это сложное и запутанное устройство, и способен починить его в случае неполадок.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .