1. Остановка ногой.
2. Остановка туловищем.
3. Остановка головой.
1.1. Остановка мяча внутренней стороной стопы:
используется при приеме катящихся и летящих мячей. Благодаря значительной останавливающей поверхности и большому амортизационному пути, этот способ остановки мяча имеет высокую степень надежности.
Для остановки катящегося мяча исходным положением является положение игрока, стоящего лицом к мячу; вес тела игрока перенесен на опорную ногу, которая слегка согнута; останавливающая нога направлена вниз - вперед навстречу приближающемуся мячу; стопа развернута наружу под 90 градусов, носок несколько приподнят.
Основная фаза заключается в том, что в момент соприкосновения мяча и стопы, отводится назад.
Для остановки низко летящего мяча (на уровне коленного сустава) техника существенно не отличается от техники остановки катящегося мяча, однако, нога еще в подготовительной фазе сгибается в коленном суставе так, чтобы стопа находилась на уровне приближающегося мяча.
1.2. Остановка мяча подошвой: используется при остановке катящихся и опускающихся мячей.
При остановке катящегося мяча игрок принимает положение лицом к мячу, вес тела перенесен на опорную ногу. Останавливающая нога слегка согнута в коленном суставе, направлена навстречу мячу, носок приподнят вверх, пятка находится над поверхностью 5-10 см. Положение стопы при приеме такого мяча и является основным фактором остановки.
Чтобы остановить опускающийся мяч, необходимо точно рассчитать место его приземления, согнуть останавливающую ногу в коленном суставе и приподнять носок стопы так, чтобы отскочивший после касания земли мяч, можно было прижать передней частью стопы.
1.3. Остановки мяча подъемом:
Подъем стопы достаточно твердая поверхность и по размеру невелика, поэтому незначительное отклонение в положении стопы или не точный расчет траектории полета мяча или его скорости приводит к существенным ошибкам в остановке. Подъемом останавливают преимущественно опускающийся или низко летящий мяч.
При остановке низко летящего мяча, останавливающая нога, согнутая в тазобедренном и коленном суставах, выполняет движение вперед, носок направлен вниз.
В момент соприкосновения мяча и подъема стопы, выполняется амортизирующее движение назад. Останавливающая поверхность приходится на среднюю часть подъема.
При остановке опускающихся с высокой траектории мячей стопа останавливающей ноги расположена параллельно площадке. Мяч принимается на переднюю часть подъема (ближе к пальцам). Уступательное движение выполняются вниз - назад.
Методика обучения удару ногой по мячу
1. Имитация удара.
2. И.п. опорная нога на уровне с мячом или сбоку-сзади, ударная назад на носок:
а) подвести стопу к мячу и снова вернуть в исходное положение
б) выполнить удар.
3. Удар по мячу с шага.
4. Удар по мячу с разбега.
5. Удар по « летящему» мячу (партнер, стоя на расстоянии 3-4 метра, набрасывает мяч руками).
6. Удар по катящемуся мячу.
7. Удар по мячу после передачи партнером.
8. Удар по мячу в стенку.
9. Удар по мячу в парах на месте.
10. Удар по мячу в движении в парах.
11. Удар по мячу по цели.
12. Удар по мячу по заданию преподавателя или тренера.
1.2. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ В РАЗЛИЧНЫХ ЗВЕНЬЯХ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Спортивные игры широко используют в самых различных звеньях системы физического
воспитания. Они включены в программы физического воспитания средних
общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ, средних и высших
учебных заведений. Спортивные игры систематически изучают в детско-юношеских
спортивных школах городских отделов народного образования и отделениях таких школ
при добровольных спортивных обществах.
Используют их и в спортивно-массовой работе, включены они и в программы секций
коллективов физкультуры.
В Вооруженных Силах занятиям спортивными играми придается исключительно важное
значение.
В санаториях и домах отдыха, в лечебных учреждениях спортивные игры широко
используют для ускорения выздоровления и организации досуга отдыхающих.
В местах коллективного отдыха - в парках и садах, на пляжах спортивные игры -
средство спортивного развлечения и активного отдыха.
В группах при жилищно-коммунальных конторах, в занятиях с детьми и взрослыми по
месту жительства спортивные игры занимают центральное место и служат незаменимым
средством привлечения населения к регулярной физкультурно-оздоровительной и
спортивно-массовой работе.
Таким образом, спортивные игры выполняют важную роль одного из наиболее доступных
и полезных видов физических упражнений, с успехом использующегося для решения
самых разнообразных задач физического воспитания.
VI.4. МЕСТО ПОДВИЖНЫХ ИГР В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Детство - время игр, поэтому процесс физического воспитания детей и подростков неотделим от игры. Игровой метод в этот период занимает ведущее место и приобретает характер универсального метода физического воспитания. Чем младше возраст, тем сильнее влияние и больше значение игры.
В дошкольном возрасте игровая деятельность - это основной вид деятельного состояния ребенка. Важнейшие задачи воспитания детей в таком возрасте решают с помощью широкого круга игр, и в том числе подвижных. В дополнение к ним используют общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег, прыжки и простейшие метания. В младшем школьном возрасте игры по-прежнему занимают основное место среди физических упражнений. Особенно большой их удельный вес в 1-3-х классах, где довольно часто практикуются уроки, состоящие почти полностью из подвижных игр. С помощью игр успешно обучают новым движениям и закрепляют изученные. В 3-4-х классах игры все более дополняют всевозможными общеразвивающими упражнениями и специальными упражнениями из легкой атлетики, гимнастики, лыжного спорта. При обучении этим упражнениям подвижным играм отводят важную роль активного средства закрепления и совершенствования изучаемых движений. Содержание самих игр усложняется: от чисто подражательных движений переходят к играм, содержание которых составляют различные формы бега, прыжков, метаний. Усложняются и взаимоотношения между играющими. Дети постепенно приучаются к согласованным, совместным действиям, когда каждый участник выполняет отведенную ему роль. Многие игры приобретают характер коллективного соревнования и выполняют функции игр, подводящих к спортивным.
В физическом воспитании учащихся 5-8-х классов подвижные игры применяют по-прежнему широко, но все же они постепенно уступают место другим упражнениям. Игры применяют для развития двигательных качеств и совершенствования двигательных навыков, а также в качестве подготовительных при обучении технике и тактике спортивных игр, которые становятся особенно популярными именно в этот период В
старших классах подвижным играм отводится вспомогательная роль, а ведущая переходит к спортивным играм. Но все же и здесь подвижные игры помогают решать разнообразные учебно-воспитательные задачи.
Несмотря на все богатство содержания, одни игры не могут решать весь круг образовательных и воспитательных задач. Поэтому обязательным условием эффективного использования игр становится их Сочетание с другими видами физических упражнений. В детских садах, общеобразовательных школах и ПТУ, в высших и средних учебных заведениях, в санаториях и домах отдыха, в парках культуры и отдыха, в коллективах физкультуры - везде играм принадлежит значительное место. В средней общеобразовательной школе использование игры позволяет полноценно решать учебно-воспитательные задачи. С 1-го по 3-й класс игры включены в основной программный материал и применяются вместе с гимнастикой, легкой атлетикой, лыжами, спортивными играми, плаванием, борьбой и художественной гимнастикой.
Большое место занимают подвижные игры в системе внеклассных и внешкольных мероприятий. В средних профессионально-технических училищах и специальных учебных заведениях использование подвижных игр помогает достижению высокого уровня общей физической подготовленности занимающихся. В коллективах физкультуры, ДЮСШ, спортивных секциях подвижные игры являются обязательной частью программного материала, обеспечивающего общую и специальную подготовку юных спортсменов. В пионерских и спортивно-оздоровительных лагерях подвижные игры помогают решать задачи начальной спортивной подготовки и укрепления здоровья занимающихся.
В культурно-просветительных учреждениях, в парках культуры и отдыха подвижные игры используют для организации соревнований с различными группами населения.
В лечебных учреждениях и санаториях подвижные игры используют с лечебно-профилактической целью.
Игры включают в специальные занятия и уроки для решения основных задач. В этом случае их проводят под руководством педагога - в организованной форме. "- Игры могут проводиться и как самостоятельные мероприятия на переменах, вечерах и праздниках. В этом случае главная роль принадлежит обычно самим ребятам - здесь игры приобретают самодеятельную форму.
Особое место принадлежит играм в семье. Совместные игры детей и родителей обязательны и незаменимы в процессе развития ребенка.
Следующий календарный день составляется в результате смещен, всех номеров участников на одну ступеньку против часовой стрелки Причем цифра «1» остается неподвижной.
с чередованием полей
Если игры проводятся на полях участников, то возникав-необходимость чередовать очередность игр на своем и чужом поле. Для | этого используют способ составления календаря игр, называемый «змейкой»!
Таблицу составляют на нечетное число участников (и-1)J соответствии с которым чертят количество вертикальных линий, первой линией ставят цифру «1», а далее справа от линии снизу i проставляют в арифметическом порядке половину номеров участник Вторую половину в обратном порядке пишут слева от вертикал!" линии. Над второй линией ставят число, идущее после 5«при 9 учас ках - рис. 1). Далее цифры проставляют змейкой сверху вниз и (вверх вокруг вертикальных линий. Игровые пары составляют ном расположенные с обеих сторон линии. Два соседних столбика образу календарный день.
При четном числе участников дополнительную цифру приписыва к числу, оказавшемуся над или под вертикалью. Выходных коман этом случае не бывает. Календарь игр составляют по дням, начина" свободных номеров, снизу вверх и справа налево. Результаты сыгранных встреч заносят в специальную табл» (рис. 2). В ней. фиксируют результат игры, общее количество забитых
и пропущенных мячей, количество набранных очков и выводят занятое место участниками данного соревнования/
Остановка мяча в футболе
происходит, когда он катится по земле или находится в полете. Для этого можно использовать любую часть тела, кроме рук. Способ, которым игрок останавливает мяч, зависит от его полета, месторасположения противников на поле и времени, которым игрок располагает. Ученики должны овладеть четырьмя способами остановки мяча.
Остановка мяча в футболе
передней частью стопы.
Передняя часть стопы используется для остановки катящегося или прыгающего мяча. По мере его приближения игрок приподнимает стопу на 15 см вверх, образуя промежуток между ним и землей. Когда мяч соприкасается с подошвой, ее следует расслабить, чтобы он перестал подскакивать и остановился под стопой.
Методические рекомендации по остановке мяча в футболе
1. Смотреть на мяч.
3. Делать движения от бедра, слегка согнув колено.
4. Как только мяч пришел в соприкосновение с ногой, следует прижать его к земле.
Остановка мяча в футболе
Остановка мяча боковой частью стопы
Данный способ остановки мяча в футболе производится так же, как и предыдущий; основное отличие – направление движение мяча. Игрок приподнимает ногу над землей на 10–13 см. К мячу повернута внутренняя сторона стопы. Когда мяч ударяется об нее, стопу необходимо расслабить, чтобы мяч упал рядом, а не отскочил назад.
Методические рекомендации
1. Смотреть на мяч.
2. Встать лицом к приближающемуся мячу.
3. Наклонить корпус по направлению к мячу.
4. Когда мяч ударится о стопу, следует сделать движение ногой, чтобы остановить его во избежание отскока.
Остановка ногой
Мяч останавливают ногой, если он скачет или высоко летит. По мере его приближения игрок переносит вес тела на другую ногу. Ногу, которой останавливается мяч в футболе , нужно высоко поднять, согнув в колене под прямым углом. Когда мяч ударяется об нее, ее слегка отклоняют в сторону движения мяча во избежание его отскока далеко от игрока.
Методические рекомендации
1. Смотреть на мяч.
2. Занять положение лицом к летящему мячу.
3. Принимать мяч бедром выше колена.
4. Когда мяч ударяется о ногу, слегка отвести ее по направлению полета мяча во избежание сильного от скока.
Остановка мяча корпусом
Мяч останавливают корпусом, когда он падает сверху или когда игрок не хочет допустить падения высоко летящего мяча за собой. Чтобы остановить мяч в футболе его корпусом, игрок должен поднять руки вверх, но не касаться мяча ни руками, ни кистями рук. Ноги расставлены на ширине плеч, слегка согнуты в коленях. Отклонившись назад корпусом и прижав подбородок, принять мяч на грудь. Когда он коснется корпуса, нужно слегка отступить назад, чтобы мяч упал на землю. Девочкам разрешается прижать руки крест-накрест к груди.
Остановки мяча в футболе достигаются, как правило, уступающим движением той или иной части тела и расслаблением определенных мышечных групп. Остановки могут быть полными, после которых мяч остается лежать у ног игроков неподвижно, и неполными, когда движение мяча гасится не полностью, а лишь замедляется его скорость и изменяется направление движения. В игре, естественно, чаще всего используются неполные остановки. Вот почему в последнее время термин «остановка» все чаще заменяется термином «прием» мяча. Думается, это закономерно. Ведь современный футбол отличается повышенными скоростными действиями, интенсивностью. В результате футболист не имеет времени спокойно распоряжаться мячом. Получая мяч, игрок должен быстро сориентироваться, подправляя его в ту сторону, которая наиболее выгодна для дальнейших действий. Разучивание остановок (приема) мяча рекомендуем проводить одновременно с отработкой техники ударов. Вначале целесообразно освоить остановки катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой, затем летящего мяча внутренней стороной стопы и подошвой, подъемом. После этого можно перейти к разучиванию остановок различными частями тела в движении и прыжке. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы довольно часто используется в игре, так как этот способ удобен и надежен. Приняв мяч, нога футболиста готова тут же направить его дальше. Этот прием выполняется так. Слегка согнутая в колене опорная нога выставляется вперед. Ее носок показывает направление приближающегося мяча. Тяжесть тела переносится также на опорную ногу, останавливающая нога сгибается в колене. Ее стопа сильно разворачивается наружу и образует со стопой опорной ноги угол (рис. 47). Таким образом, она слегка подается навстречу приближающемуся мячу. В момент соприкосновения с мячом нога мягко отводится назад, а мяч остается лежать перед игроком.
1. УДАРЬ И ОСТАНОВИ. Встать в 5 м от стенки и направить мяч низом так, чтобы, отскочив от стенки, он откатился назад. Остановив мяч, вновь ударом направить его в стенку и т. д. 2. ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧА. Игроки разбиваются на пары. Партнеры встают друг против друга на расстоянии 6 м. Посылая поочередно мяч друг другу, они упражняются в передачах и остановках мяча внутренней стороной стопы. Постепенно расстояние между партнерами увеличивается. 3. МЯЧ В ЦЕНТР. Занимающиеся встают по кругу, диаметр которого 12-14 м. Один из игроков занимает место в центре круга. Его задача - поочередно передавать мяч коллегам. Последние, остановив мяч, вновь возвращают его игроку, стоящему в центре круга. 4. ИЗ КРУГА В КРУГ. Участники разделяются на две команды. В составе каждой равное число игроков. Команды располагаются в нескольких местах друг от друга, встав в колонны по одному. Перед каждой колонной чертится круг диаметром 2 м. Первые номера команд встают в круг с мячом. По сигналу они направляют мяч головным игрокам своих команд. Те, остановив мяч, направляют его обратно, а сами поворачиваются и бегут в конец колонны. Игра заканчивается, когда каждый игрок в командах выполнит по три передачи. Победа дается команде, быстрее выполнившей задание. Расстояние от колонны до круга – 5-6 м. 5. В ДВИЖЕНИИ. Игроки разбиваются на пары и встают в 7-8 м друг от друга. Продвигаясь вперед, они передают мяч друг другу низом, предварительно останавливая его ногой. Темп движения постепенно увеличивается. Зачастую у начинающих игроков встречается при остановках такая ошибка: коснувшись ноги, мяч сильно отскакивает, что позволяет сопернику овладеть мячом. Это вызвано тем, что суставы ноги сильно напрягаются, а мяч, натолкнувшись на жесткую поверхность стопы, отскакивает от ноги. Чтобы устранить этот недостаток, лучше всего потренироваться вместе с партнером в остановках, используя слабонакаченный мяч. Когда почувствуете, что ошибок становится все меньше, переходите на упражнения с обычным мячом. Нередко встречается и другая ошибка. Например, носок опорной ноги слишком разворачивается внутрь или наружу. В результате останавливающая нога встает не под прямым углом к движущемуся навстречу мячу, который столкнувшись со стопой, неожиданно отскакивает в сторону. В этом случае целесообразно выполнить удары в стенку с последующей остановкой отраженного мяча, обращая необходимое внимание на постановку опорной ноги. Остановка катящегося мяча подошвой (рис. 48) выполняется, когда мяч движется навстречу игроку. Техника выполнения приема не так уж сложна. Однако требует вначале внимания и старательности. Делается это так. Останавливающая нога, слегка согнутая в колене, выносится навстречу приближающемуся мячу. Приподнятый носок и опущенная пятка как бы образуют над мячом косую крышу. Направление носка опорной ноги совпадает с направлением движения мяча. При соприкосновении мяча с подошвой нога за счет сгиба в колене отводится чуть назад, мягко прижимая мяч к земле, а туловище подается вперед.
Последовательность в обучении:
1. МЯЧ ПАРТНЕРУ. Игроки разбиваются на пары и встают в 5 м друг от друга. Один из них выносит ногу вперед, приподняв носок и опустив пятку, навстречу мячу, который накатывает ему партнер. Как только мяч соприкасается с подошвой, игрок мягко прижимает его к земле. После этого он накатывает мяч товарищу, который выполняет остановку, а затем передачу и.т.д. 2. ПО СИГНАЛУ. Упражнение выполняется парами. Партнеры встают в 6-7 м друг от друга. Один из партнеров владеет мячом, а другой поворачивается к нему спиной. Первый дает передачу низом в сторону товарища, а когда мяч приблизится к нему, подает сигнал голосом. Услышав сигнал, игрок поворачивается кругом и останавливает мяч подошвой. После этого партнеры меняются ролями и т. д. 3. ТРОЙКА. Одновременно упражняются три игрока. Два из них, встав в 5-6 шагах друг от друга, поочередно низом посылают мяч в сторону третьего, который занимает позицию в 7-8 шагах от них. Тот вынужден делать движение вправо или влево, останавливая мяч подошвой, так как мяч посылается партнерами в сторону от него. Периодически партнеры меняются ролями. Начинающие игроки, выполняя остановку катящегося мяча подошвой, часто заносят останавливающую ногу слишком высоко. Эта ошибка ведет к тому, что мяч проскальзывает под стопой. Чтобы почувствовать более точно правильность движения, рекомендуется повторить упражнение 1. После остановки игрок сильно наступает на мяч ногой - это тоже типичная ошибка. У кого она наблюдается, необходимо после остановки сразу сделать шаг вперед останавливающей ногой. В этом случае масса тела будет перенесена на опорную ногу и мяч не выскочит из-под стопы. В игре футболисты часто останавливают опускающиеся мячи и внутренней стороной стопы (рис. 49), и подошвой (рис. 50). В первом случае опорная нога ставится примерно в 40 см впереди предполагаемого места приземления мяча. Останавливающая нога отводится назад, пропуская летящий мяч, а в момент его касания земли мягко накрывает внутренней стороной стопы. При остановке опускающегося мяча подошвой опорная нога ставится чуть позади предполагаемого приземления мяча. Останавливающая нога, согнутая в коленном суставе, выносится немного вперед. После касания мячом игрового поля он накрывается подошвой за счет некоторого выпрямления ноги, которая при этом расслабляется.
Последовательность в обучении:
1. НАБРОСЬ МЯЧ. Упражняются два игрока. Один из них легко набрасывает мяч партнеру, который останавливает его или внутренней стороной стопы, или подошвой. Расстояние между партнерами – 3-4 шага. Каждый должен выполнить по 10-15 остановок мяча тем и другим способом. 2. ПОСЛЕ ОТСКОКА. Подбросить мяч выше головы так, чтобы он опускался рядом с плечом со стороны останавливающей ноги, и остановить мяч после отскока внутренней стороной стопы. Упражнение повторяется 10-15 раз. Затем остановки выполняются подошвой. При этом игрок набрасывает мяч так, чтобы он опускался чуть впереди. Упражнение повторяется 10-15 раз. 3. ОСТАНОВИ И ПЕРЕДАЙ. Упражняются два игрока. Один набрасывает мяч влево от партнера. Тот останавливает его внутренней стороной стопы левой ноги, а возвращает мяч внутренней стороной стопы правой ноги. Затем мяч набрасывается под правую ногу и т. д. Всего партнеры выполняют по 10 остановок той и другой ногой. Затем они меняются ролями. Следующая серия предполагает остановки мяча подошвой с последующей передачей партнеру. Передача выполняется ногой, которая останавливала мяч. Каждый из партнеров выполняет по 10 остановок той и другой ногой. 4. С РАЗБЕГА. Два игрока занимают позицию в 8 м друг против друга. Один из них набрасывает партнеру мяч так, чтобы он опускался в 3-4 м перед ним. Партнер делает рывок, останавливает мяч и возвращает его вам ударом ноги, а сам возвращается на исходную позицию и т. д. Партнеры периодически меняются ролями. 5. С ПОВОРОТОМ. Упражнение выполняется парами в 8 м друг от друга. Они поочередно набрасывают партнеру мяч так, чтобы тот останавливал его после отскока с поворотом на 45°, а затем - на 90°. 6. ПОСЛЕ РЫВКА В СТОРОНУ. Два игрока встают в 10-12 шагах друг от друга. Один из них набрасывает мяч в сторону партнера. Тот должен сделать рывок и остановить мяч после отскока от земли с поворотом лицом к тому, кто бросал мяч. После остановки игрок берет мяч в руки и набрасывает его для остановки своему партнеру и т. д. 7. ПОСЛЕ УДАРА. В упражнении участвуют два игрока. Они встают в 20 шагах друг от друга и поочередно посылают мяч в сторону партнера ударом с руки по крутой траектории. После отскока мяч останавливается внутренней стороной стопы или подошвой. Коснувшись ноги, мяч отскакивает от игрока - вот одна из наиболее часто встречающихся ошибок при остановках мяча этими способами. Причина в том, что слишком напряжен голеностопный сустав останавливающей ноги. Для исправления данного пробела следует еще раз выполнить упражнения 1 и 2. В случаях, когда летящий сзади или сбоку мяч, опускаясь, несколько удаляется от игрока, используется остановка внешней стороной стопы (рис. 51). Этот прием используется опытными футболистами для последующего ухода от соперника. А выполняется он так. Опорная нога сгибается в коленном суставе, а другая выносится вперед, приподнимается и разворачивается. Мяч накрывается внешней стороной стопы, а голеностопный сустав расслабляется. Туловище слегка наклоняется в сторону мяча. Существуют и другие варианты остановки летящего мяча этим способом (рис. 52).
Последовательность в обучении:
1. ИМИТАЦИЯ. Данный прием выполняется без мяча, имитируя остановку. 2. ПОДБРАСЫВАЯ МЯЧ. Мяч подбрасывать в сторону от себя и останавливать его то правой, то левой ногой. 3. НАБРАСЫВАЯ МЯЧ. Занимающиеся упражняются в парах. Партнеры встают в 6 м друг от друга и поочередно набрасывают мяч друг другу так, чтобы его можно было останавливать внешней стороной стопы. Расстояние постепенно увеличивают. 4. С ПОВОРОТОМ. Упражняются два игрока. Один из них набрасывает мяч влево от партнера. Тот делает рывок за мячом и останавливает мяч правой ногой с поворотом лицом к партнеру, отыгрывая ему мяч внешней частью подъема этой же ноги. После этого мяч набрасывается вправо от партнера и т. д. Периодически игроки меняются ролями. Большую сложность для начинающих футболистов представляет остановка летящих мячей, особенно с высокой скоростью. Овладев приемом таких мячей, вы получаете в игре большое преимущество перед соперником. Как правило, летящие мячи останавливаются внутренней стороной стопы (рис. 53) или серединой подъема (рис. 54).
Остановка летящего мяча внутренней стороной стопы во многом напоминает остановку катящегося мяча этим же приемом. Опорная нога слегка сгибается в колене, выносится вперед - вверх с таким расчетом, чтобы мяч соприкоснулся с внутренней стороной стопы. В тот же миг останавливающая нога мягко подается назад, гася скорость полета мяча. Этим приемом принимаются мячи, летящие не выше уровня бедра. Более высокие мячи этим же приемом можно остановить в прыжке. Если же мяч опускается перед футболистом, его можно остановить серединой подъема. При этом опорная нога сгибается в колене, а другая выносится вперед - вверх. Она также чуть сгибается в колене. Стопа ее оттягивается вниз. Опускающийся мяч встречается с серединой подъема (или носком) и останавливающая нога быстрым, но мягким движением опускается вниз, гася скорость полета мяча.
Последовательность в обучении:
1. ПОДВЕШЕННЫЙ МЯЧ. К стойке или воротам подвешивается мяч так, чтобы от земли до мяча было примерно 40 см. Занимающийся раскачивает подвешенный мяч и при его приближении делает шаг вперед, стараясь его остановить внутренней стороной стопы. Поупражнявшись, измените расстояние от земли до мяча до 10 см и, раскачивая мяч, останавливайте его серединой подъема. 2. СВЕЧКА. Подбрасывать мяч над собой свечкой и затем останавливать опускающийся мяч то внутренней стороной стопы, то серединой подъема. 3. ПО КРУТОЙ ТРАЕКТОРИИ. Упражнение выполняется так же, как и предыдущие. Разница в том, что два игрока поочередно набрасывают мяч друг другу по крутой траектории. Расстояние между партнерами 8 м. 4. ПОДБЕЙ ВВЕРХ. Жонглировать мячом серединой подъема. Подбив мяч вверх, останавливать его серединой подъема или внутренней стороной стопы. 5. ПОСЛЕ УДАРА. В упражнении участвуют два игрока. Они встают друг против друга на расстоянии 15-20 шагов и поочередно направляют мяч друг другу так, чтобы он опускался прямо на партнера. Летящий мяч останавливается то одним, то другим способом. 6. ПОСЛЕ УДАРА С ПОВОРОТОМ. Упражнение выполняется так же, как и предыдущее, с той лишь разницей, что одновременно с остановкой игроки совершают поворот на 45-90° в условленную сторону. Существенной ошибкой при остановках летящего мяча данными способами является неумение мягко и быстро отвести ногу назад в момент соприкосновения с мячом. В результате, как правило, мяч сильно отскакивает от игрока и становится легкой добычей соперников. Рекомендуем для исправления недостатка возвратиться к упражнениям 1 и 2. Футбол становится все быстрее. У игроков зачастую нет времени на обработку мяча ногами. Ведь соперник не дремлет, стремясь отыскать любую возможность для отбора мяча. Поэтому футболисты стараются принять мяч и головой (рис. 55) и бедром (рис. 56), и животом (рис. 57), и грудью (рис. 58 и 59). Техника этих приемов аналогична описанным выше приемам: соответствующая часть тела сближается с мячом, а за мгновение до касания с ним подается немного назад. Например, остановка мяча грудью применяется в тех случаях, когда мяч опускается на игрока или летит прямо на него, а играть головой невыгодно. А такая ситуация часто встречается в игре.
Последовательность в обучении:
1. ВДВОЕМ. Игроки разбиваются на пары и встают в 4 м друг от друга. Они поочередно набрасывают мяч друг другу на грудь, останавливая его. Расстояние между партнерами постепенно увеличивается. 2. МЕНЯЯ ТРАЕКТОРИЮ. Упражнение выполняется так же, как и предыдущее. Однако траектория полета мяча все время меняется. 3. НАВСТРЕЧУ МЯЧУ. Упражняются два партнера. Они встают друг против друга на расстоянии 10 м и поочередно набрасывают мяч друг другу так, чтобы товарищ смог сделать рывок навстречу летящему мячу и остановить его грудью. 4. ОСТАНОВКА В ДВИЖЕНИИ. Занимающиеся разбиваются на пары. По сигналу пары начинают двигаться взад и вперед по полю. При этом один игрок набрасывает мяч другому, а тот принимает его на грудь и плавно опускает себе в ноги. После короткого дриблинга последний берет мяч в руки и набрасывает его на грудь партнеру и т. д. (рис. 60).
ПОСЛЕ УДАРА. Упражнение выполняется так же, как и предыдущее. Разница в том, что мяч не набрасывается партнеру рукой, а после дриблинга мягко направляется ему ударом ноги. ПОСЛЕ ОТСКОКА. Игроки упражняются в парах. Задача - принять на грудь отскочивший от земли мяч, который партнер направляет ему рукой с отскоком от земли (рис. 61). Расстояние между игроками 8-10 м. Принимающий игрок должен, выгнув грудь, как бы подсесть под мяч и затем плавно спустить его на землю под ноги. ПОСЛЕ НАВЕСА. Упражнение проводится перед воротами. Нападающие А и Б, за которыми следят защитники С и Д, находятся за пределами штрафной площадки. Нападающий А подает мяч верхом на партнера В. Последний принимает его на грудь, проходит в штрафную площадь и бьет по воротам. После пяти передач партнеры меняются ролями. Защитники С и Д сначала действуют пассивно, а затем оказывают противодействие нападающим (рис. 62).
ТРЕУГОЛЬНИК. Упражняются одновременно три игрока. Они образуют на поле треугольник со сторонами в 10 шагов. Два игрока имеют по мячу. Они попеременно направляют мячи в сторону партнера без мяча, который останавливает летящие мячи грудью, а затем возвращает их партнерам ударом ноги. Игроки периодически меняются ролями. С ПОВОРОТОМ. Данное упражнение выполняется так же, как и предыдущее, однако, останавливая мяч, игрок поворачивается на 45-90°, обрабатывает мяч и направляет его назад. При выполнении остановок мяча грудью у новичков подмечены следующие ошибки: когда мяч летит навстречу, они иногда опаздывают «убрать» грудь, в результате чего мяч сильно отскакивает от груди. Чтобы появился прочный навык своевременного «убирания» груди, надо почаще выполнять упражнение в подбрасывании мяча над собой с последующей остановкой его грудью. Полезно от занятия к занятию повторять упражнение 1. Второй типичной ошибкой является явно недостаточное отведение назад верхней части туловища в момент остановки. После этого, как правило, опускающийся мяч неожиданно соскальзывает с груди. В целях устранения данного пробела рекомендуется выполнять останавливающее движение без мяча, имитируя остановку грудью.
План-конспект открытого урока по физической культуре
Класс: 6 . Дата проведения : 12.10.2016г.
Место проведения : спортзал.
Тема урока
Цель урока
Задачи урока :
Учебная : Совершенствование техники остановки и передачи мяча на месте и в движении.
Развивающая : Координацию, скоростно-силовые качества.
Воспитательная : Трудолюбие, коллективизм.
Инвентарь : Футбольные мячи, конусы.
Количество повторений | Методические указания |
||
Подготовительная часть | |||
Актуализация. Построение, приветствие, объявление темы, цели и задач урока. Строевые упражнения (повороты направо, налево, кругом). Разминка : упражнения в движение руки вверх ходьба на носках руки в стороны на пятках руки на пояс на внешней стороне стопы на внутренней стороне стопы руки вперед полуприседом руки за голову полный присед Легко бегом. (пробежка) Специальные беговые упражнения: семенящий бег бег приставным шагом (правым, левым боком) многоскоки (олений бег) бег- прыжки бег с высоким подниманием бедра бег с захлёстыванием голени назад бег скрестным шагом (правым, левым боком) бег с ускорениями бег малой интенсивности О.Р.У. (на месте) 1. И.п . О.с. Руки на поясе наклоны головы на счет 1- назад,2-вперед, 3-вправо,4-влево. 2. И.п . О.с. Руки на поясе вращение головы на 4 счета - вправо, на 4 счета – влево. 3. И.п. О.с Руки вытянуты вперед, кисти сжаты в кулаки - вращение в кистевом на 4 счета - вперед, на 4- счета назад. 4. И.п . О.с. Руки вытянуты вперед, вращение локтевым суставом на 4 счета - вперед, на 4 счета - назад. 5. И.п. О.с. Руки прямые, вращение в плечевом суставе на 4 счета - вперед на 4- счета назад. 6. И.п . О.с. Руки на поясе, вращение в поясничных суставах на 4 счета - вправо, на 4 счета – влево. 7. И.п . О.с. Руки на поясе, вращение в тазобедренном суставе на 4 счета - вправо, на 4 счета – влево. 8. И.п. О.с. Руки на коленях вращение в коленном суставе на 4 счета - вправо, на 4 счета – влево. 9. И.п . широкая стойка. Наклоны на счет 1- к правой ноге, на счет 2- к полу, 3- к левой, 4- и.п. 10. И.п . О.с. Наклоны туловища на счет 1-2-3 вперед, на счет 4- фиксируем захватом ног руками. 11. Прыжки. 4 раза на правой ноге, 4 раза – на левой ноге, 4 раза - на двух с поворотом на 360 градусов. | 2 подхода 2 подхода 2 подхода 2 подхода 2 подхода 2 подхода 2 подхода 2 подхода 2 подхода Все по 10 м 7-8 повторений 7-8 повторений 7-8 повторений 7-8 повторений 7-8 повторений 7-8 повторений 7-8 повторений 7-8 повторений 7-8 повторений 7-8 повторений 7-8 повторений | Учитель доводит до учащихся. Техника и правильность исполнения. Руки выпрямлены Спина прямая Сохранение осанки Сохранение осанки Сохранение осанки Следить за дыханием Руки опущены Махи руками вперед назад Коленку к груди На правой, левой по переменно Руки согнуты в локтях Руки в стороны на уровне плеч С высокого старта Голову назад сильно не откидывать Руки выпрямлены в локтях Полная амплитуда движений Полная амплитуда движений Полная амплитуда движений Полная амплитуда движений Полная амплитуда движений Ноги в коленях сохранять прямые Выпрыгивать как можно выше |
|
Основная часть: | |||
Совершенствование техники приема и передачи мяча в футболе. 1) Объяснение. 2) Показ. 3) Тренировка в отработке: а) передача мяча внешней стороной стопы. б) передача мяча внутренней стороной стопы. в) передача мяча подъемом стопы. г) остановка мяча Проведение эстафет с элементами ведения, приема и передачи мяча в футболе. Эстафета с ведением мяча Эстафета с ведением и передачей мяча. Эстафета с ударами мяча в цель. Переноска мячей. Прыжки с мячом зажатым бедрами. Учебная игра в мини-футбол по упрощенным правилам с закреплением изученных приемов ведения, приема, остановки и ударов мяча по воротам. | 2,5 минуты 2,5 минуты 2,5 минуты 2,5 минуты | Учителем Подготовленным учеником Выполняются во встречных колоннах Носок ноги развернут во внутрь Носок ноги развернут наружу Нога во время приема не напряжена, сопровождение мяча по движению Соблюдение техники владения мячом Двух мячей в руках Без помощи рук Соблюдение основных правил игры в футбол. |
|
Заключительная часть: | |||
1. Построение, подведение итогов урока, выставление и комментарий оценки, отметить лучших, указать на ошибки. 2. Д/З. Повторить технику приема и передачи мяча в футболе. Кросс -10 мин. | Если отсутствует мяч, имитация без мяча. Бег в равномерном темпе. |
Урок проводил учитель физкультуры: Савченко И.С.
Самоанализ.
Тема занятия: : Футбол. Остановка и передачи мяча.
Цель урока : Обучить техники владения футбольным мячом.
Задачи урока : Учебная : Совершенствование техники остановки и передачи мяча
Развивающие: развивать двигательные качества – ловкость, быстроту движений, скоростно-силовые; развитие специальной выносливости посредством игровой подготовки.
Воспитательные: воспитывать морально-волевые качества – смелость, честность, коллективизм, ответственность.
Урок проводился в 6 классе, списочный состав класса 7 человек, на уроке присутствовали все ученики.
Конспект урока соответствует рабочему плану и требованиям данного возраста.
Основной задачей урока является совершенствование технических элементов игры футбол. С организационной точки зрения занятие прошло на оптимальном уровне, при постановке задач урока была проведена актуализация знаний в форме фронтальной беседы.
(Учащимся задавались вопросы проблемной направленности).
Структура урока соответствовала классической. В разминку были включены упражнения, способствующие качественному выполнению технических элементов игры в футбол и исключающие возможность травм на занятии.
Для максимального исключения «простоя» учащихся на уроке я использовал фронтальный, поточный, групповой методы и их комбинацию, которые способствовали более высокой плотности урока.
С целью решения образовательной и развивающей задач урока были подобраны именно те упражнения, выполнение которых помогает избегать ошибок при выполнении передачи мяча на месте и в движении.
Помимо отработки технических навыков параллельно шло развитие физических качеств школьников: быстрота, ловкость, координация движений.
Я провел урок с учащимися, уровень физической подготовленности которых мне известен. Поэтому, с целью здоровьесбережения предусмотрел оптимальное чередование физических нагрузок и отдыха.
Считаю, что урок поставленных целей достиг.
Остановку мяча грудью применяют, когда мяч летит с большой высоты и нет возможности принять его ногами. Это весьма надежный приём, остановки мяча, поскольку площадь соприкосновения мяча с грудью большая, а поверхность мягкая. Начинающие игроки иногда принимают мяч на грудину или напряженные грудные мышцы, поэтому мяч далеко отскакивает от них.
После остановки мяча грудью игрок должен быстрее опустить его на землю, причем тик, чтобы мячом не овладел соперник. Перед тем как остановить мяч игрок, располагаясь лицом к мячу, занимает устойчивое положение (ноги врозь или на ширине небольшого шага), грудь подается вперед навстречу мячу, руки слегка согнуты в локтях, взгляд сосредоточен на мяче. Б момент соприкосновения мяча с грудью туловище отводится назад (уступающее движение), плечи и руки выдвигаются вперед (рис. 1).
При остановке мячей, опускающихся по крутой дуге, туловище делает уступающее движение назад (рис. 2). Часто от игрока требуется не только остановить мяч, но И перевести его В сторону, укрыть от соперника. В данном случае уступающее движение выполняется за счет поворота туловища вправо или влево (рис. 3).
Упражнения для обучения техники остоновке мяча грудью в школе
1. Имитация остановки мяча грудью.2. Партнер набрасывает мяч рукой с расстояния 5-8 м по крутой траектории. Игрок, стоя
на месте, останавливает мяч грудью.
3. То же, но прием мяча производился после разбега (2-3 шага).
4. Партнер бросает мяч параллельно земле с расстояния 6-8 м. Игрок, стоя на месте, останавливает мяч грудью.
5. То же, но прием мяча производится после разбега.
6. Партнер набрасывает мяч с расстояния 8-10 м произвольно. Игрок останавливает мяч с переводом вправо или влево и переходит к ведению мяча.
7. Игрок останавливает мяч грудью после передачи партнером (ногой) с расстояния 12-20 м, после чего ведет мяч или, в свою очередь, делает передачу.