Соблюдение обычаев должно было обезопасить посевы от всех стихийных бедствий, обеспечить полноценный урожай.
Одним из самых важных весенних праздников был Егорьев
(юрьев) день —23 апреля (ст.ст.). К этому празднику приурочено больше всего пословиц, поговорок, примет, легенд, заговоров, песен и обычаев,— и это вполне естественно: в Егорьев день — не только первый выгон скота со двора, но и разгар сена, а также начало охоты. Некогда скотоводство, земледелие, охота имели каждое своё божество покровителя, помогавшего людям. С принятием христианства эти функции перешли к святому Георгию Победоносцу, который, согласно христианской легенде, являлся олицетворением сил добра, служил защитником людей. Несмотря на то, что в егорьевской обрядности нашли отражение различные хозяйственные занятия людей, 23 апреля (6 мая) — прежде всего скотоводческий праздник. Егорий — покровитель не только пастухов, но и оберегатель животных («вся живая тварь у Егорья под рукой»), как домашних, так и диких, в первую очередь, от волков. На иконе Георгий Победоносец всегда изображался на коне, крестьяне полагали, что святой постоянно объезжает луга и охраняет пасущийся там скот. Чтобы заручиться поддержкой Егория, надо было произнести заговор о замке и ключе. В некоторых районах, особенно на Русском Севере, бытовали в рукописном виде прозаические пастушеские заговоры, так называемые «отпуска», которые пастухи тщательно прятали от посторонних.
Кроме заговоров существовал целый ряд магических действий, которые должны были предохранить скот от болезни и ущерба, наделить
его плодовитостью.
В Костромской губернии (области) совершался в этот день обход
дворов с пением колядок, которые представляли собой обращенные к
Егорию пастушеские заклинания.
ОБЫЧАИ ЕГОРЬЕВА ДНЯ
Пахота и весенний сев начинаются между днем Бориса и Глеба и днем Егория. Существует еще примета на начало сева овса, уже независимая от чисел: сев надо начинать тогда, когда зацветет одуванчик-севун. Пожилые крестьяне выбирают для запашки «легкий» день, то есть вторник, четверг или субботу. За день до пахоты пахарь парится в печке и одевает все чистое. В продолжение всего сена ему нельзя будет париться, так как парятся на подстилке из соломы, а по принципу подражательной магии, также может «запариться» и хлеб, который будет посеян. В некоторых семьях севцу запрещают вообще мыться во время сева, иначе в колосьях будет «бель», то есть колосья будут пустыми. На пахоту и, особенно, на сев (в некоторых местах пахота и сев из-за малоземелья бывают в один-два дня) полагается одевать все чистое, чтобы не было во всходах сорной травы.
Обычаи эти сохраняются до сих пор, потому что, по правилу, засевает старший мужчина в доме, то есть чаще наиболее консервативный. Однако засевальщик должен быть крепок и силен.
Яровой и озимый засевы могут производиться как одним человеком для целого села, так и представителем от каждой семьи. Засев происходит следующим образом: на преображение во время молебна в церкви освящаются посевные семена для всего села, а иногда и для всего прихода. Потом выборный от всего села берет севалку с семенами, кладет в нее просфору, вынутую в этот же день, крест от четвертой недели поста (средокрестие), освященное пасхальное яйцо и со всем этим идет в поле. В поле же выносятся и иконы. Засевальщик идет через все полосы, бросая на каждую по горсти семян. Следом за ним идет поп в облачении, с кропильницей и кропит брошенные семена. Это окропление производится с целью обеспечить хлебу достаточное количество дождя.
После парадного засева, на другой день, отправляются засевать уже все. Перед отправлением вся семья собирается в избе, затворяют окна, двери, закрывают печную трубу, хозяйка постилает на стол в переднем углу чистую скатерть, кладет непочатую ковригу хлеба и ставит солонку. Хозяин зажигает лампаду и Богоявленскую свечу. После общей молитвы сеятель отправляется в поле. Обычай закрывать все входы в избу является тоже типичным магическим актом: как нельзя проникнуть в эту избу, так пусть нельзя будет граду побить засеянное поле, В то же время закрывание входов в избу, по мнению верующих, мешает нечистой силе повредить священнодействию.
С посевными семенами связан ряд запретов. Так, из них нельзя давать взаймы, если уже необходимо дать, то делают так: три горсти себе, три —другому и так далее, иначе хлеб не уродится и вся удачливость в хозяйстве перейдет к должнику.
Потому же запрещается давать взаймы что-либо из дома в день посева. Семена посева никоим образом не должны быть сняты с того же поля, на котором будут посеяны. Если семена куплены, то их нельзя подсевать: они должны попасть в новую землю со всеми примесями, с какими их сняли с чужого поля. Если в продолжение жатвы прошедшего года попадались двойные колосья, то их берегут до посева и, вышелушив, рассевают по полю:
они считаются носителями спорости в хлебе.
Везти семена на посев надо обязательно в незавязанных мешках
иначе для зерен «земля завяжется». Время и погода тоже выбираются особым образом: овес следует сеять в мокрую землю, а рожь — в сухую.
Сей овес в грязь —
Будешь князь,
А рожь-барыня,
Любит в золу
Да в пору.
Если вышедшему на поле пахарю перейдет дорогу женщина, ему лучше вернуться домой, так как труд его все равно пропадет. Нельзя также начинать сева, если в этот день в родственной семье есть покойник. Выйдя в поле, прежде чем начать сеять, сеятель крестится на четыре стороны со следующим приговором:
Уроди, господи,
На всякую долю,
На нищую братию,
На цыганскую долю.
Пошли, господи, милость свою
На всякую долю, -
На нищую долю,
На сиротскую долю,
На птиц небесных,
На свое семейство,
Пошли, господи, милость свою!
Начиная сев, разбрасывают вместе с зернами и положенные туда обрядовые печения. Для ярового обрядовые печения — крест, благовеiценская просфора, лазаревская лесенка и кусок артоса, или хлебной пасхи; для озимого — крест, преображенская просфора, пасхальное яйцо.
Известны запреты, связанные с предметами, употребляющимися во время посева. Так существует запрет во время сева вносить в избу севалку, а то хлеб подопреет: как может подопреть в избе сама севалка, так же подопреет и посеянный из нее хлеб.
В некоторых деревнях на посев старики брали с собой топор.
Металл — железо, сталь — средство оберегать от «злого глаза».
Посев льна, в общем, мало отличается от посева хлебов. В семена льна хозяйка кладет несколько штук яиц (от 3 до 10); они поступают в собственность засевальщика. Сами крестьяне объясняют этот обычай тем, что, сколько положить яиц, столько и головок на стебле будет.
В день выгона скота пекли обрядовое печенье в виде «коровок», «лошадей», «козулек» и прочих животных, отдаваемых под наблюдение Егория и пастуха.
В каждом доме перед выгоном скота хозяин с хозяйкой зажигают перед иконами «страстную» свечу, стол накрывают чистою скатертью, кладут на него целый круглый хлеб, ставят на стол полную солонку соли и молятся богу.
Потом хозяин берет икону святого Георгия, страстную свечу, а хозяйка — хлеб с солью (по народным поверьям, хлеб давал скоту здоровье и силу, обеспечивал хороший приплод), и обходят на дворе кругом весь свой скот, приговаривая: «Святой Егорий-батюшка, сдаем на руки тебе свою скотинку и просим тебя — сохрани ее от зверя лютого, от человека лихого!»
Затем кладут на землю под ворота замок и ключ: «Чтобы пасть звериная была так крепко заперта, как запирается замок на ключ!»
А икону ставят над воротами и выгоняют скот на улицу, где пастух уже снова обходит все стадо с иконою Николая-чудотворца, также говоря: «О святой Никола-батюшка, сдаю на поруки все стадо и прошу тебя — сохрани его от зверя лютого!»
После этого все гонят скот в поле, имея в руках вербы; там хозяйки дают пастуху и подпаскам сало и яйца, из которых они приготовляют тут же, в поле, яичницу.
Когда яичница бывает готова, пастух назначает, кому из его подпасков быть зайцем, кому — слепым, кому — хромым, кому — замком и кому — колодой; расставляет их всех кругом стада; после этого берет приготовленную яичницу и идет с нею, прежде спрашивая у «зайца»:
«Заяц, заяц, горька ли осина?» «Заяц» отвечает: «Горька!» — «Дай бог, чтобы и наша скотинка для зверя была горька!» Потом спрашивает у «слепого»: «Слепой, слепой, видишь ли?» «Слепой» отвечает: «Не вижу».— «Дай бог, чтоб и нашу скотинку не видала зверинка!» Дальше спрашивает у «хромого»: «Хромой, хромой, дойдешь ли?», «Хромой» отвечает: «Не дойду!» — «Дай бог, чтобы и зверинка не дошла до нашей скотинки!» Дальше спрашивает у «замка»: «Замок, замок, разомкнешься ли?», «Замок» отвечает: «Не разомкнусь» — «Дай бог, чтобы и у зверя не разомкнулись зубы для нашей скотинки». И, наконец, спрашивает у «колоды»: «Колода, колода, повернешься ли?» «Колода» отвечает: «Не повернусь!» — «Дай бог, чтобы и зверь не повернулся к нашей скотинке».
Таким порядком пастух обходит все стадо три раза. После этого все действующие лица садятся и съедают яичницу, а затем, немного погодя, еще задолго до вечера, пастух гонит скот обратно в деревню, где уже на улице начинается пляска.
В некоторых деревнях Валдайского уезда в этот день каждый домохозяин приходит в поле с испеченным нарочно караваем (белым хлебом), каравай этот называется моленником, и первый кусок от оного уделяют пастуху, оставшимся кормят возвратившийся в тот день с поля скот (Новгородская губ.).
В районах Русского Севера одно из условий, которое предъявляют крестьяне при найме пастуха,— это знание заговора. Этот заговор называется «отпуском».
Если он (пастух) неграмотен, то достаточно молча обойти с отпуском стадо. После этого зверь не тронет скота. Приведу заговор: «Выйду в чистое поле, в широко раздолье, обойду около широкого двора и обнесу свой приданный образ (икону) и свою зажженную свечу восковую около своего широкого двора, около своей милой береженой скотинушки, около любимых конюшек, около своих дойных коровушек, около своих маленьких овечушек, чтобы черные медведи и серые волки, злые росомахи, чтобы они на мою милую боженую скотинушку, чтобы они глазом не глядели и ухом не слышали, вонью не воняли, носом не слышали; около моей скотинушки будь огненна река и каменна стена и железный тын и Миколин замок (Микола—святой Николай), чтобы эта скотинушка была бы цела и сохранна, а вы, черные медведи и серые волки и злые росомахи, идите к синему морю, у синего моря бейте и копайте черный сонотливый пень и черную тнилую колоду и отныне бы и довеку и от веку и до-по веку. Аминь!»
Другой заговор, оказывающий то же действие, гласит так: «Стану я, раб божий, благословясь, выйду я, перекрестясь, из избы дверьми, из сеней воротами, в чистое поле, принимая милый скот, крестьянский живот, на свои на белые руки, и пойду около своего скоту и около своего стада и за тот ли железный тын; замкну тридевять замками, тридевять ключами и снесу эти ключи пречистой божьей матушке. «Пречистая божья матушка, пресвятая богородица, закрой своей ризой нетленною мой милый скот и крестьянский живот от звиря широколапого; и кажись, мой милый скот, крестьянский живот, дубьем-колодьем и серым каменьем; и как народ сходится, сбирается в одну божью апостольскую церковь, так солнце пойди на запад, как весь милый скот и крестьянский живот, сходись, сбирайся к своему двору; и кто буде завидовать, осужать, переговаривать, и тому лесы считать, и с лес хвоя вырубать, и в море воду вынимать, и около моря песок вызубать!»
Пастухи покупают «отпуск» и тщательно хранят его, чтобы чужие руки не коснулись этой рукописи: вследствие такого прикосновения отпуск может потерять свою силу. Они прячут его либо в своей свирели, либо в фуражке, либо в глубине дремучего леса, вместе с шерстью от каждой головы пасомого ими скота.
Само чтение этого отпуска сопровождается еще лишним обрядом: скот окропляют водой, взятой из трех ключей.
Если пастух безграмотен, то приглашается для этого грамотный, который и обходит стадо, читая заговор, и окропляет скот. По прочтении молитвы и окроплении стада, пастух принимает остатки воды и рукопись от чтеца и в свою очередь тоже кропит его водою, боясь, чтобы он чего-либо не похитил из молитвы; удаляется в лес и там прячет принадлежащую ему молитву где вздумается; остатки же воды или выливает, или же изливает на землю под камень
Прогнавши в поле скот, каждая женщина бросает на то место, докуда прогнала скот, свои прутья, которыми гнала скот, и начинает через них прыгать (не менее трех — пяти раз) и старается прыгнуть как можно выше. Обычай прыгать через прутья крестьяне объясняют двояко: одни говорят, что это делается для того, чтобы скотина всегда так прыгала, то есть была всегда здорова и весела, а другие говорят — для того, чтобы лен уродился выше.
На юрьев день женщины срывают платки друг у друга, дергают одна другую за волосы, приговаривая: «Чтоб у хозяина жито было рослое и густое, как волны!»
При выгоне в первый раз пастухами скота, пастухов оделяют выносами печеных лепешек, яиц, сала. Пастух выгоняет скот за околицу, обходя стадо кругом, молится на все четыре стороны, кладет под межу край хлеба и сам постится весь день
В полночь под юрьев день каждый конюшек, пасущий коней, берет с собой кусок хлеба и яйца кладет все это под межу для того, чтобы лошади были сыты, полны, гладки телом и целы от воров.
В этот день имеет особенное значение также и в распределении хозяйственных работ. Если овцы не бывают стрижены до этого дня, то их стригут уже после Николина дня (9 мая); прежде 23 апреля (6 мая) не станут городить изгородей в полях. Крестьяне говорят, что до Егорья «скоту в поле три воли», то есть когда и что захочет в любом месте; и еще: «Егорьева роса выкормит скотину лучше всякого овса», а потому в этот день непременно выгоняют скот в поле, хотя бы не было еще травы, и прежде всего в поле, засеянное озимым хлебом.
В этот же день сеют рассаду, уверенные, что посеянная в это время рассада непременно будет хорошая.
Народ считает святого Георгия повелителем волков, и если в суровые зимы волки размножаются, то, значит, «святой Егорий их распустил»
Уникален оберег, записанный в 1920-х годах в одном из сел Московской области. Старики берут с речки столько камней, сколько водится в хозяйстве скотины, зашивают в мешочек и кладут над воротами двора и, таясь, приговаривают:
«Царь полевой, царица полевая,
Царь лесной, царица лесная,
Царь водяной, царица водяная!
Все чурочки, все палочки,
Берегите мою скотину
От сглазу, от злых людей,
От диких зверей и от всех прочих!»
Широко бытовало поверье: «На Юрья святой Егорий разъезжает по лесам на белом коне и раздает зверям наказ»; «Всяк зверь у Егория под рукой». Поверие породило и запреты: «Под Егорья вешнего не работают, чтобы волк овец не поел»; «Кто работает на Георгия, у того волки будут резать скотину».
В одном заговоре говорится: «Святой Георгий Победоносец и святой Константин, на белых конях, имущи в руках огненные щиты, объезжают около нашего скота, милого живота; бьют они, побивают всех колдунов и колдуниц, еретиков и еретиц. воров и вориц, зверей и звериц, волков и нолчиц, змеев и змеевиц» (Смоленщина).
Выгоняя скот, ударяли его каким-либо предметом, свойство которого желали передать: хозяйка ударяла корову лопатой, которой веяли хлеб, чтобы телок телила.
В селах Московской губ. Хозяйка, выгоняя первый раз в поле корову, заставляла ее переступить через положенную в воротах клюшку, а потом, ударяя ее клюшкой, приговаривала: «Тели телок, тели телок!»
Вместо клюшки мог использоваться сковородник: «Как сковородник от печки не отходит, так пусть бы и скотина от- двора не отходила».
В такой же день крестьянка Архангельской губ. повязывала вокруг голого тела пояс, а затем расстилала его в воротах, через которые выгоняли скотину, приговаривая: «Коль крепко и плотно пояс вокруг меня держится, толь крепко и плотно Пестронюшка вокруг двора держится и своей большушки матушки. Век и повеку, отныне и до веку».
Поступали и следующим образом: «сливали в один сосуд воду, взятую из трех ключей с приговором: «Во имя отца и сына и святого духа. Как бы сия ключевая вода стекала в одно место, так бы сходился и стекался мой скот любимый, крестьянский жить в одно место» .
Утром хозяйка варит яйцо, затем кто-нибудь берет сваренное яйцо и катает им по хребту каждой скотине, начиная с лошади и кончая овцой. Катают от головы к хвосту и потом самое яйцо пускают по навозу. Смысл обряда тот, чтобы скот отгулялся летом также кругло, как яйцо, и лошади, кроме того, бегали так же быстро, как быстро покатилось яйцо по навозу
В Новгородской губернии крестьяне собирались за околицей, принося с собой яйца, хлеб и монеты; все это отдавали пастуху, который складывал все на большое блюдо и произносил какое-то заклинание, а потом обращался к Егорию:
«Дарую тебе хлеб-соль
И златые серебры,
Храни мою животинушку
Во поле, во зеленом дубровье.
Сохрани ее от змея ползучего,
От медведя могучего, волна бегущего.
Поставь до самой небы изгородку,
Чтобы было не переползти,
Не перешагнуть через нее...»
В некоторых местах Егорьев день отмечался как конский праздник, например, в Рязанской губернии в конце ХIХ века. В этот день под вечер «делают коня». Для этого берут две крепкие жерди. Четыре парня кладут их на плечи. Один из передних держит на вилах конскую голову, или конский череп, убранный бубенчиками и цветными тряпицами. Сзади концы жердей связаны между собой веревкой, к которой привязан хвост из мятого моченца (моченец — вымоченная в воде конопля). Жерди обмотаны сеном и веретьями (веретье — грубая ткань из конопли, употребляемая для перевозки зерна в телегах); на жерди сажают верхом мальчика, обыкновенно пастуха, преимущественно хорошо играющего на жалейке. Таким образом сделанный конь в сопровождении народа обходит деревню, причем сидящий на нем пастух играет на жалейке. Затем конь направляется в одну из соседних деревень. Завидев издали коня, в той деревне снаряжают, как можно быстрее, своего коня. Оба коня сходятся на выгоне перед деревней, причем происходит «бой» двух коней. Изображающие коней, подражая лошадиному ржанью, бросаются друг на друга, пока один конь не разрушит другого. В старину после этого водили круги (курагоды), причем один из парней изображал собою коня. Вот отрывок одной из «игравшихся» при этом песен:
Около сырого дуба,
Около молодого,
Вырастала чечевинка.
По той чечевинке
Черные коны скачут.
«Поскачь, поскачь, кона,
Поскачь, молодая,
Кона новая на сене,
Выбирай себе подружку,
Что любимую сеструшку!
Выбрала себе подружку,
Что любимую сеструшку.
Парень, изображающий «кону», то есть коня, при
пении этой песни входит в круг; он скачет и прыгает как можно выше и наконец выбирает себе «подружку, что любимую сеструшку», то есть девушку, которую ему вздумается.
Кукушка кукует до Егория — скот падёт (северн.).
Кукушка до Егорья — к неурожаю и падежу скота.
Если кукушка кукует, когда еще не оделся лес,
будет голодный год (Тамбовская губ.).
В Кирсановском уезде Тамбовской губернии «Некоторые, желая получить хороший урожай приходят рано утром в лес и стараются пораньше поесть, пока кукушка еще не кричала; иначе год будет голодный.
Если кукушку услышишь раньше соловья, несчастливо проведешь лето — прокукуешь (Воронежская губ.).
При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились.
Ранняя кукушка (прежде листа на дереве) — ворам неудача.
Кукушка кукнула в левое ухо — хорошая примета (Пинежье).
Кукушка сера, загадуй смело, скольки лет жить и когда помереть.
Без тебя досада есть.
Напала на сердце тоска.
С весеннего Юрья совершались сделки и наймы — но Семен день (14 сентября), до Покрова (14 октября) или до Заговенья (27 ноября).
И последнее: с Егорья открывался сезон хороводов.
Как солнышко взойдет,
Роса на землю падет —
День Георгия Победоносца, в народе называющийся по-простому Егорьев день, празднуется каждый год в одно и то же время – 6 мая. Этот день почитается как в православном, так и народном календарях. С этой датой, как и самим святым, связано несколько примет и обычаев.
Личность Георгия Победоносца
Георгий – лицо реальное, жил во втором столетии, служил на военном поприще. За то, что принял мученическую смерть во имя христианства, и за свои ратные успехи, был причислен к лику Святых. Облик Георгия спустя века оброс легендами и поверьями. Так, одна из легенд гласит, что воин смог победить грозного змея, который терроризировал одну из деревень Бейрута, съедая их детей. Чаще всего Георгия Победоносца изображают на коне в момент борьбы со змием.
В народе Георгия переименовали в Егория, и наделили его волшебными силами. Так, именно у Егория были таинственные ключи от земли, которыми он открывал нужные засовы и пускал воды, чтобы напоить ее. Чтобы подчеркнуть данное умение, народ прозвал Егория Вешним. Так как после поступления воды земля начинала родить первой зеленью, в это время начинался выгон скота. Эта закономерность объясняет еще одну характеристику Егория как покровителя домашних парнокопытных животных.
Обычаи на Егорьев день
Так как перемешались народные поверья и православные обычаи, то на Егорьев день принято молиться. У Григория Победоносца просят богатый урожай, плодородный скот, причем и землю, и поголовье принято кропить водою. Кстати, последних в этот день активно купают и чистят. А вот стричь 6 мая овец и вообще трогать шерсть категорически запрещено. Согласно поверьям, такими действиями можно навлечь беду и пошесть волков.
Считается, что 6 мая первые воды выпадают в виде росы, которая обладает особыми магическими силами. Достаточно встать утром пораньше, пройтись босыми ногами по пробивающейся травке, и в этот год вы забудете обо всех своих хворях и недугах. Помогает подобная процедура и при лечении бесплодия.
Приметы на Егорьев день
6 мая фермеры с замиранием сердца глядят на небо, в ожидании туч и дождя. При таких раскладах урожай обещает быть богатым, да и поголовье скота должно увеличиться. А вот солнце на небе вещает раннее и сухое лето, что для урожая может быть губительным.
По погоде 6 мая можно было прогнозировать, какой именно урожай стоит ожидать в этот год. Если утро 6 мая тихое и безветренное, то ожидания относительно ранних зерновых вполне оправдаются. Если с утра погода не радует, но на смену утренней непогоде приходит дневное солнце, то урожайными будут поздние жнива.
В Егорьев день можно было гадать на урожай огурцов. Накануне праздника хозяйки вывешивали мокрое полотенце, если к утру оно полностью высыхало, ждать хорошего урожая.
По весеннему Егорьеву дню можно судить, будет ли зима ранней. Так, если 6 мая вы заметили первую травку, то 9 декабря, на другой Егорьев день, ждать уже зимы.
6 мая стоит приглядеться и к птицам. Если неожиданно запоет кукушка, это не к добру. Возможен мор скота. А вот пению ласточки можно и порадоваться, оно предвещает приход весны и начало земледельческого сезона.
ЕГОРИЙ ВЕЛИКИЙ
Это - один из самых популярных сельскохозяйственных праздников. Множество пословиц и поговорок связано с этим днём: "На Егория вешнего только ленивая соха не выезжает в поле"; "Юрий работу начинает, Юрий (зимний) и кончает”; "Храбрый ты наш Егорий, ты паси нашу скотину в поле, и за полем, в лесу и за лесом, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого".
Так как Егорий считался покровителем и заступником скота, то в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище, на,так называемую,"Егорьеву росу". Выгоняли скот прутьями вербы, сохранившимися от Вербного воскресенья. К важному этому событию из хлебного теста готовили символические изображения коров, лошадей и других домашних животных; такие же изображения изготовлялись к этому дню и из глины. В народе верили, что 6 мая (23 апреля по ст.ст.) сам святой Георгий незримо выезжая на своём белок коне в поля, чтобы охранять скотину от хищных зверей и всякой другой напасти.
Покровительствуя скоту, внимательно следит Георгий за работой пастухов, тех, от кого зависит благополучие скота. Отсюда и возник древний обычай: отпуская пастухов в этот день на пастбище, их окачивают холодной водой - чтоб были бдительнее и не дремали. Часто приговаривали и сами пастухи, также возлагавшие большие надежды на помощь святого Георгия: "Хоть все глаза прогляди, а без Егорья за скотом не уследишь".
Праздник святого Георгия в народном восприятии - это весеннее празднество земли (недаром имя "Георгий” в переводе о греческого означает "земледелец"). Отсюда и множество поговорок о радостном "Побуждении земли: "Егорий землю отмыкает"; "Егорий весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет"; "Егорий храбрый - зиме ворог лютый"; "Пришел Егорий, и весне не уйти".
В православном календаре этот дань - тоже очень важная дата. С именем святого Георгия, по преданию зверски замученного при императоре Диоклетиане, связано множество ярких легенд, на протяжении многих столетий поражавших воображение православных христиан.
Самая известная на них, та, которая и создала прославленный многочисленными иноками зримый образ святого, - это предание о том, как святой Георгий победил змея, в течение долгого времени жучившего жителей Бейрута. Змей этот обитал в озере, неподалеку от города, и, выходя из своего логова, похищал многих людей, пожирая их затем в глубинах озера, а воздух города и его окрестности заражал своим зловонным дыханием, отчего в стране этой жители умирали от мучительных болезней.
Много раз выходили отважные воины на битву со змеем, но всякий раз бывали побеждены им, а растерзанные трупы их поглощали волны страшного озера. И вот граждане Бейрута собрались и устроили совет, как им избавиться от кровожадного чудовища. Но не могли найти ответа. И тогда некий маг и волшебник подсказал им, что озёрный гад тогда лишь успокоится и перестанет поганить землю бейрутскую, когда жители города согласятся каждый день по жребию отдавать ему своих сыновей и дочерей.
Поверили несчастные обитатели Бейрута магу и поклялись исполнять его совет. Царь же бейрутский, чтобы скрепить эту клятву своим словом, сказал своим подданным, что когда дойдёт до него черёд, то и он отдает свою единственную прекрасную дочь ненасытному чудищу. На том и порешили. Каждый день отсылали жители города на берег, озера юношу или девушку, и каждый день пожирал змей свою новую жертву, оставляя родителей её в неутешном горе и слезах. Вот дошла очередь до царского дома. И не мог царь нарушить своя царскую клятву.
Горько оплакивая свою единственную дочь, нарядил он её в красивейшие одежды, украсил драгоценнейшими камнями и отвёл на берег озера в урочное место. Сам же с большой свитой и толпами опечаленного народа отошел на безопасное расстояние от проклятого озера. И вот в этот момент, когда из вспенившихся черными валами вод, появился готовый сожрать новую жертву змей, свершилось чудо - неизвестно откуда прискакал на белом коне юноша с золотым копьём в руке. Обратившись к царевне, которая уже приготовилась к смерти, он сказал:"Не бойся, царевна, потому что именем Бога истинного спасу я тебя от змея.
Осенив себя крестным знаменем, ринулся юный воин на чудовище, ударил его копьём в горло, проколол его и прижал к земле, конь же потоптал чудище ногами. Отважным этим ратником и был святой Георгий Победоносец. Поразив змея, он велел царевне связать змея своим поясом и отвести в город как покорного пса, что та и сделала.
Жители Бейрута, видя эту процессию, в ужасе стали разбегаться, но змей уже был лишен своего колдовского могущества и не мог больше причинять людям никакого вреда. После этого святой Георгий умертвил змея мечом посреди города, а жители сожгли труп чудовища за пределами городских стен. Многие же из них приняли христианство, и с тех пор город этот не подвергался нападениям злобных чудовищ.
Георгий
Святой великомученик Георгий почитается как покровитель земледелия, стад и пастухов.
Егорий ездит всегда на серой лошади с копьем в руках и пронзает им зеленого дракона (изображенне, издревле вошедшее в употребление как герб московского царства). Тем же копьем, по русским легендам, он поразил волка, который выбежал ему навстречу и вцепился зубами в ногу его белого коня. Раненый волк заговорил человеческим голосом: «3а что ты меня бьешь, если я есть хочу?» - «Хочешь ты есть, спроси у меня. Вон возьми ту лошадь, ее хватит тебе на два дня».
Народ верил, что всякая зарезанная волком или задавленная и унесенная медведем скотина обречена как жертва Егория - начальника и повелителя всех лесных зверей. Егорий умел говорить со зверями на людском языке и делал так, что обреченная скотина сама шла навстречу врагу и беззащитно останавливалась перед ним, как в столбняке. Причем Егорий забирает тех животных, которые оказались бы вредными для человека, потому что святой покровитель домашнего скота, охранник пасущихся стад, строго наказывает беспечных. Не случайно поэтому появилась поговорка: что у волка в зубах, то Егорий дал.
На Черноземье ходил рассказ о том, как Егория приказал змее ужалить пастуха, который продал овцу бедной вдовы, а в свое оправдание сослался на волка. Когда виновный раскаялся, святой Георгий явился к нему, обличил во лжи, но возвратил ему и жизнь, и здоровье.
По церковному календарю
. Георгий происходил из знатного рода и занимал высокое положение в обществе. Он служил в римском войске офицером, что не мешало ему открыто исповедовать «истинную веру».
Когда при императоре Диоклетиане начались гонения на христиан, Георгий добровольно сложил с себя воинские обязанности и стал проповедником. За это святой был схвачен и подвергнут самым изощрениым пыткам. Мученику по приказу Диоклетиана отсекли голову. Произошло это в Никомедии около 303 года.
Святого почитают во всем христианском мире: у грузин, греков, итальянцев, французов, англичан и русских. Имя его служит девизом, паролем и клятвой у французов при судебных поединках и в битвах; лик его изображался на гербах и на монетах генуэзских, английских и русских.
По народному календарю
. Егорьев день - не только церковный, но и народный праздник. День именовали Егорий весенний, Егорий (Юрий) вешний, Егорий храбрый.
Имя Георгий - от греческого «земледелец, селянин». У русских издревле Георгия называли: Юрий, Гюргий и Гюрги.
Скотский праздник.
В Греции святой Георгий открывал пастушеский год и праздновался в семье, на пиршестве обычно съедали первенца стада.
Турки султанским указом строго запрещали употреблять в пищу ягнят прежде Юрьева дня.
В Исландии и Финляндии отмечали праздник с различными языческими обрядами. В это время мужчины, предаваясь пьянству, пели песни, а женщины поливали молоком некоторые священные деревья.
В Сербии в Юрьев день перед восходом солнца купались и освященной вербой, так, как в России, выгоняли в поле скотину.
В Болгарии в день святого Георгия кололи ягненка так, чтобы ни капли крови его не удало на землю. Кровью ягненка мазали своих детей, делая знамение креста на лбу, щеках и подбородке. Зажарив этого барашка, собиралась семья и холостая родня за одним столом. Звали священника, он читал над барашком молитву и благословлял: попу отдавалась шкурка и лопатка ягненка. Когда ели освященного барашка, то, собрав все косточки, зарывали их в землю.
К Егорьеву дню был приурочен первый выгон скота в поле, который воспринимался как большой праздник.
Георгий Победоносец считался покровителем домашнего скота, и к нему обращались с просьбами защитить, уберечь коров, овец, лошадей. Святой Георгий воспринимался не только как защитник скота, но и как хозяин лесных зверей. На 6 мая пастухи давали зарок хранить скотину от лихого сглаза, от рыскучего зверя. Хозяйки выгоняли скотину со дворов вербой, приговаривая: «Как верба не сохнет, так и вы не сохните, богом данные скотинки!»
Гнали и порчу от ребенка со словами: «Не я бью, а верба бьет!».
На севере в лесных губерниях делали только «обход скота». То есть с образом святого Победоносца Георгия хозяева обходили всю домашнюю скотину, собранную на своем дворе, а затем сгоняли ее в общее стадо у часовен, где служили водосвятный молебен. После молебна все стадо окропляли святой водой и гнали за околицу. Хозяйки гнали скот освященной вербой, а иные провожали его с хлебом и солью. Пастух, принимая стадо, делал обход с тем же образом.
В Новгородчине, где скот пасся без пастухов, сами хозяева «об-ходили^ стада. Еще ранним утром хозяин готовил для своей скотины пирог с запеченным туда целым яйцом. До восхода он клал пирог в решето, брал икону, зажигал восковую свечу, опоясывался кушаком, затыкая спереди за него вербу, а сзади топор. В таком виде хозяин обходил на своем дворе скот по солнцу три раза, а хозяйка подкуривала ладаном и поглядывала, чтобы все двери были заперты. Пирог разламывали на столько частей, сколько в хозяйстве голов скота, и каждой давали по куску. А вербу либо бросали в речку, либо втыкали под стреху (верба спасает во время грозы от молнии).
Белозерцы накануне Егория убирали с глаз долой гребни, щетки и ножницы. Клали в воротах на землю шерстяной пояс, клещи и крюк, иногда шейный крест или топор и нож, и выгоняли скотину на улицу, а потом опять загоняли.
В Орловской губернии старались в Юрьев день встать как можно раньше, до восхода солнца, когда еще не высохла роса, чтобы выгнать скот со двора (считалось, они не будут болеть и больше дадут молока). В той же местности верили, что свечки, поставленные в церкви к Егорьеву образу, спасают от волков; кто забыл поставить, у того Егорий возьмет скотину «волку на зубы».
Пивной праздник
. Этот праздник хозяева превращали в «пивной». Еще задолго до него вели расчеты, сколько выйдет ушатов пива, сколько сделать «жиделя» (пива низшего сорта). Подростки лизали ковши, вынутые из чанов с суслом; пили отстой или гущу, осевшую на дне чана. Бабы пекли и варили и мыли избы. Девицы шили себе наряды. Когда пиво было готово, к каждому родственнику в деревне несли бурак, или буртас, и приглашали «гостить о празднике»-.
Праздник Егория начинался с того, что каждый большак нес в церковь сусло, которое на этот случай называется кануном. Его на время обедни ставили перед иконой святого Георгия, а после обедни жертвовали причту. Первый день пировали у церковников (в Новгородчине), а потом шли пить по домам крестьян. На вологодчине первый день угощались сами домашние, на второй день угощали родных, а на третий - сосед соседа. В некоторых местностях около недели ходили в гости друг к Другу. Хорошего гостя водили прямо в погреб к самому чану - пей, сколько влезет, если сумеешь потом сам вылезти.
Благословение нивам
. На Егорьев день многие заказывали обедни и молебны святому, испрашивая у него благословения нивам и огородам. Выбирали в этот день наиболее смазливого парня, украшали его всякой зеленью, клали на голову круглый пирог, украшенный цветами, и в хороводе молодежи вели его в поле. Здесь трижды обходили засеянные полосы, разводили костер, делили и ели обрядовый пирог и пели в честь Юрия старинную священную молитву-песню: «Юрий, вставай рано - отмыкай землю, выпускай росу на теплое лето, на буйное жито - на ядренистое, на колосистое».
В Малороссии в день Георгия был крестный ход на жито: отпев Молебен с водосвятием, священники окропляли нивы святой водой. После этого молодежь забавлялась играми, каталась по житу, чтобы быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса. До крестного хода поселяне не выгоняли скотину в поле; а женщины-знахарки на заре этого дня выходили на поле и там расстилали холст, который пропитывали росой. В Курске в Юрьев день устраивалась ярмарка, где продавались деревянные и глиняные коровки и другие животные.
На Егория запахивают пашню. С Георгия начинают сажать свеклу, сеять морковь и рассаду.
Другие обычаи
. На севере России в этот день отмечали первый всенародный праздник с начала весны (примерно такой же, как в городах Первое мая), В Юрьев день справлялся молебен, который завершался пиршеством по домам. Молодцы, девицы и молодки собирались на лугах и бегали там до вечера.
После этого праздника крестьяне принимались сеять ячмень, овес и т.д. Иногда в Юрьев день крестьяне ходили ночью и пели песни о сохранении своих стад. В Смоленске жители выходили за город, на горы, а пастухи выгоняли скот на Юрьеву росу и траву. В Тульской губернии служили также молебны на колодцах, после чего, окропив скот святой водой, выгоняли его в поле вербой, освященной в Вербное воскресенье.
В этот день у крестьян торги, выгоны, первое сеяние яровых хлебов и огородных растений. Начиная с Юрьева праздника они призывали святого Георгия на помощь в работах и напастях своих.
Еще в XVI веке существовало на Руси поверье, что в Лукоморье есть люди, которые умирают в Юрьев день осенний (26 ноября по старому стилю), а в весенний оживают. Перед смертью своей они якобы переносят все товары в одно место, которые могут брать их соседи в течение зимы за определенную плату. А весной, когда умершие воскресают, соседи рассчитываются с ними.
По народному поверью, 15 января семигодовалый петух откладывает в навозе яйцо. Поэтому в деревне надо было помнить и считать годы певунов, потому что 4 июня родится из этого яйца царь змей Василиск. И если не зарублен черный петух, жди беды: начнет увядать в деревне все молодое, на полях высохнут всходы. И тогда одна надежда на Егория-пастуха. Шел Егорий со змеем сражаться и своим посохом мог убить чудище.
Крестьяне просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу - на девичью косу, на ноги босы. И поглядеть за скотинкой - в поле и за полем, в лесу, за угорьем. Чтобы водились в хлевах и коровы, и телята, и козы. Чтобы скотинка в три ведра доилась да помыкивала, да хрюкала-кудахтала!
Заклинали крестьяне Егория обойти каждый двор, наделить хозяйство добром.
Приметы
. В разных областях России в Юрьев день бывает разная погода, в одном месте он является с теплом, в другом - с двенадцатью морозами, в одном - с водой, в другом - с кормом.
В Московской, Костромской губерниях говорили: Егорий с теплом
а Никола с кормом; он приходит с двенадцатью морозами и потом с теплом. Двинские и важские (живущие вдоль реки Вага) жители говарили
другое: Егорий сводой, а Никола с травой. В Тульской и Орловской губерниях отмечали: Егорий с полувозом, а Никола с целым возом.
В Рязанской и Тамбовской: Егорий с кормом, а Никола с мостом. Егорий с водой, а Никола (22 мая) - с кормом. Егорий с летом, а Никола с травой. На Егория дождь - скоту легкий год. Ясное утро на Егория - к раннему севу, ясный вечер - к позднему севу.
На Егория мороз - будет иросо и овес. На Егория мороз - и под кустом овес.
Коли на Егория березовый лист в полушку, то к Ильину дню (2 августа) клади хлеб в кадушку.
Егорьева роса от сглаза, от семи недугов. Катаясь по росе, проходя босыми ногами, выгоняя скот в этот день, говорят: «Будь здоров, как егорьева роса». Ясное утро на Егория - ранний сев, ясный вечер - поздний сев.
Теплый вечер и звездная ночь - к урожаю, сухому лету. На Юрия дождь - скоту легкий год, а гречи не род.
На Егория мороз - греча хорошая. Как в Егорьеву ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет.
Многие воцерковлённые люди считают любую работу в воскресенье или в дни церковных праздников чуть ли не грехом. Пошло это, по всей видимости, с тех времён, когда в воскресный или праздничный день крестьяне с утра шли всей семьёй на службу, а остаток дня предпочитали отдыхать, ведь дней, когда можно не трудиться на барина, было так мало.
Может быть, суеверная традиция, запрещающая работать в божьи дни, имеет иное происхождение, однако сейчас она исказилась до такой степени, что в некоторых семьях даже опрокинутый кошкой в Пасхальное воскресенье или иной двунадесятый праздник горшок с цветком лежит нетронутым до буднего дня. Ибо за прикосновение к венику и совку в этот день «Бог накажет». Давайте разберёмся, что можно, а что нельзя делать в церковные праздники.
Что православные люди в дни святых праздников не делают?
«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему» - так звучала одна из 10 заповедей, данных Господом Моисею.
Верующие люди считают, что уборка, стирка или огородно-полевые работы – удел будних дней. Эти суетные занятия они спешат закончить к воскресенью, а тем более к церковным праздникам, чтобы посвятить время Богу и близким людям. Так что же православные христиане в божьи дни не делают?
Физический труд в дни церковных праздников многие суеверные люди приравнивают к смертному греху
Не ругаются
Ссориться и браниться в святые дни православным людям действительно не следует, как и в любой другой день. Ведь сквернословие Библия приравнивает к смертному греху. Слово даётся человеку для молитвы, общения с Богом и ближними людьми.
Бранясь, хоть в дни церковных праздников, хоть в будние, человек оскверняет часть своей души. Суеверием запрет на ругань и ссоры в святые дни назвать сложно, ведь это должно быть нормой для христианина.
Не прибираются
Большинство из нас наверняка припомнит, как бабушка когда-то приговаривала «Сегодня великий праздник, не мети», а ничем не мотивированный запрет так и тянул поступить наперекор.
Традиция не прибираться в доме, не работать в огороде и не рукодельничать в праздничные дни берёт начало с дней возникновения христианства на Руси, когда религия насаждалась насильно. Чтобы собрать новообращённых христиан в храме в разгар страды, требовалось запретить им работать под страхом божьего наказания.
Запрет сработал, и каждое воскресное утро крестьяне начинали со службы в церкви. До современных дней эта традиция дошла в несколько искажённом виде – как запрет на любую физическую деятельность, например, на уборку. Причём объяснение запрета посещением храма в годы советского атеизма как-то затушевалась.
С точки зрения священнослужителей, наведение порядка в доме лучше завершить в будние дни, чтобы в праздник не отвлекаться от молитвы, но криминала в том, чтобы после службы заняться мирскими делами, они не видят.
«Кто работает, тот молится» - так наставляют своих прихожан священники в протестантской церкви. Православные священники говорят, что любая работа, и в воскресный день в том числе, проделанная с молитвой на устах, – богоугодное занятие.
Не стирают
В божьи дни стирку лучше не устраивать, а отложить её на другой день, если есть возможность
К физической работе, попавшей под запрет в дни церковных праздников, относится и стирка. К счастью, появление стиральной машины-автомата православных людей от этого запрета избавило – работать самим, имея в доме такого помощника стало уже не нужно.
А вот в деревнях всегда можно поймать косые взгляды соседей, развешивая бельё в божий день. Стирка «на руках» была и всегда останется тяжёлой работой, особенно когда воду приходится таскать из колодца. И занимает она весь день – разведёшь стирку с утра, уже и не до церкви будет.
Именно поэтому в святые дни запрещалось стирать, а если уж была необходимость в виде кучи пелёнок от маленького ребёнка, которому испражняться в божий день не запретишь, то работу эту делали после службы. Так и сегодня, вместо молитвы церковь заниматься стиркой не разрешает, а после или вместе с молитвой – бога ради!
Не моются
Под «мытьём» каждый понимает что-то своё, но душ принять в святые дни никем не возбраняется
Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете – такое объяснение запрета на мытьё в божьи дни можно услышать от наших современников. С логической точки зрения толкование его таково: чтобы протопить баню нужно наколоть дров, наносить воды, несколько часов следить за печкой – работы достаточно много. В старину крестьяне старались вымыться до воскресенья или до праздника, чтобы посвятить время Богу, а не хлопотам.
В XVII веке был издан царский указ, согласно которому перед всенощной службой закрывались все базары и бани, чтобы верующие христиане наверняка попали в церковь, а не свернули куда-нибудь по пути.
Сегодня мытьё не представляет таких трудностей, поэтому принять ванну или сходить в душ вполне можно даже до службы и пойти в церковь с чистыми помыслами и телом. Священники все домыслы по поводу запрета купания считают суевериями.
Не занимаются рукоделием
Женщин больше всего раздражает запрет старшего поколения на рукоделие по воскресеньям, в церковные праздники и, более того, в святочные вечера.
Когда фабричного производства и готовой одежды в магазинах ещё не было, рукоделие было единственной возможностью для хозяйки одеть семью на все сезоны, а для девушки – приготовить приданое, все те простыни-подушки-полотенца-половики, которые её будущая семья будет использовать. Конечно, рукоделие воспринималось как работа, да ещё и утомительная, и вредящая здоровью!
Рукодельничать в дни церковных праздников священнослужители разрешают, главное – не забыть посетить церковь
На Руси «бабьей святой», покровительницей рукоделия была Параскева Пятница. Почитая её память, по пятницам крестьянки не пряли, не ткали, не шили и не вязали. А в день её именин 10 ноября рукодельницы демонстрировали друг другу всё, что успели сотворить за год.
Церковь рукоделие считает богоугодным занятием, недаром простейшие рукоделия – обыденное дело в монашеской практике. А ассоциирование иглы или спицы с гвоздями, которые вонзались в тело Христово, и прочие домыслы наших бабушек священнослужители рассматривают как суеверие. Запрета церкви на рукоделие в праздничные дни не существует, поэтому современные мастерицы, которым это занятие приносит удовольствие, могут творить в любой день, не забывая о Творце и необходимости посещать его храм.
Не работают в огороде
Огородно-полевые работы также попадают под запретную для христиан в дни церковных праздников деятельность. Как и в случае с иным физическим трудом, труд сельскохозяйственный отнимает много сил и времени, которые в божий день лучше уделить молитве. Конечно, посадку картошки или посев яровых в честь святого дня отложить вполне возможно, а вот не подоить корову, или не напоить лошадь, не накормить птичник, мотивируя это тем, что работа запрещена, вряд ли придёт кому-то в голову.
Согласно Евангелию от Луки, Иисус врачевал больного водянкой в доме одного из фарисейских начальников. Происходило это в субботу – день Господа, когда иудеи не работали. Излечив больного, Иисус произнёс: «Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?».
По Евангелию от Луки, глава 14, стих 1-5
Бог разрешает работать в божий день, главное – чтобы работа проходила с молитвой
Среди сельскохозяйственных работ есть те, что можно отложить и найти время для посещения храма, но и всегда найдутся дела, чтобы выполнить после молитвы.
Церковь и священнослужители лояльно относятся к любой работе в воскресенье и в святые праздники. Современное общество произвело на свет немало профессий, рабочая деятельность которых не может быть остановлена ради божьих дней. И человек не всегда найдёт в себе силы отказаться от заработка, которым он кормит своих детей, чтобы как истинный христианин каждое воскресенье молиться в храме.
Церковь советует встречать праздничные дни с молитвой. И, как и в любой другой день, не браниться и стараться совершать добрые, богоугодные поступки. А в необходимости отстоять рабочую смену, прибраться в собственном доме или напоить скот после молитвы священнослужители ничего греховного не усматривают.
Сейчас происходит подмена понятий, когда запрет на работу воспринимается, как разрешение лениться. С точки зрения христианского учения одним из семи смертных грехов является лень. Поэтому когда человек в воскресенье либо в святые праздники не посещает храм, а проводит день в праздности, например, перед телевизором или за выпивкой, мотивируя это тем, что делать-то всё равно ничего нельзя, это воспринимается церковью как большее прегрешение.
Конечно, праздничный день верующему человеку лучше провести с семьёй, не забыв при этом посетить с утра храм, но и протереть пыль, убрать разбитый цветочный горшок, искупаться или выстирать испачканные детские штанишки церковью, и более того, Богом, не возбраняется.