В 1909 году в журнале Sociological Review была опубликована вторая, заключительная часть его работы «Стадный инстинкт и его влияние на психологию цивилизованного человека». Более подробно Троттер рассмотрел свою концепцию социальной стадности человека в книге «Инстинкты стада во время войны и мира», написанной им в 1916 году в разгар Первой мировой войны.
В книге Троттер считал, что искать причины и производные стадного инстинкта бессмысленно, так как он первичен и неразрешим. К первичным, основным инстинктам он относил инстинкты самосохранения, питания, половой и стадный. Первые три, по Троттеру, примитивны и сопровождаются чувством удовлетворения в случае успешной реализации. Стадный же инстинкт, как пишет Троттер, вызывает «очевидную обязанность действовать наоборот»: человек готов не заботиться о самосохранении, испытывать недостаток в пище и проявлять стойкость к плотским порывам, подчиняясь иному императиву. Проще говоря, в толпе человек подчиняется инстинкту, который может противоречить его личной выгоде.
Волки, овцы и пчелы
В своей книге Троттер попытался объяснить с точки зрения психологии неразумное поведение масс, которое привело к грандиозной бойне на полях сражений мировой войны. Для этого он выдвинул «психологическую гипотезу в объяснение особенностей немецкого национального характера, проявляющихся в настоящее время». По Троттеру, стадный инстинкт проявляется в трех различных видах: агрессивном, защитном и социализированном, примером которых в природе служат соответственно волк, овца и пчела.
«Изучая ум Англии в духе биологического психолога, необходимо иметь в виду общество пчелы точно так же, как при изучении немецкого ума необходимо было иметь в виду общество волка»,- пишет Троттер. По его мнению, стадный инстинкт в британском «социализированном стаде» (socialized herd) пошел по пути пчелиного улья, где каждая особь вносит свой вклад в дело общего выживания. В Германии он выражается в агрессивной форме, представленной в природе стаей волков и отарой овец.
Его книга «The Instincts of the Herd in Peace and War» доступна на английском языке в интернете, любой может ее прочитать, там еще много интересного в том же духе. Но интереснее другое: как быстро, будучи еще новорожденной, новая наука социальная психология нашла себе применение в политике и идеологии, потеснив оттуда социал-дарвинизм с его грубым и прямолинейным постулатом о выживании сильнейшего.
Размножение инстинктов
Инстинкты в науке о психологии человека появились в XVIII веке в работах французских энциклопедистов и были позаимствованы ими из биологии. Ламарк в начале XIX века окончательно сформулировал понятие инстинкта у животных «как наклонность, вызываемую ощущениями на основе возникших в силу их потребностей и понуждающую к выполнению действий без всякого участия мысли, без всякого участия воли».
Поначалу переносить на человека действия, выполняемые без всякого участия мысли и воли, требовало от ученого известной смелости. Но после Дарвина ситуация стала зеркальной. Сам великий Дарвин писал, что инстинкты появились в результате эволюции, а кто был венцом эволюции по Дарвину? Вот именно человек разумный им и был, и отрицать теперь инстинктивное поведение у человека ученому было рискованно.
Дальше больше, если раньше инстинкты существовали только в теории и все доказательства их реальности были косвенными, то Иван Павлов экспериментально доказал их существование, правда, называя их «сложными безусловными рефлексами». Потребовалось полвека, чтобы ученые снова начали сомневаться в существовании человеческих действий «без всякого участия мысли, без всякого участия воли». А пока психологи только пытались отделить наследуемые элементы поведения от приобретенных в раннем детстве.
У разных ученых выходило разное число таких наследуемых инстинктов. Американский психиатр Абрахам Брилл считал, что «все в жизни может быть сведено к двум фундаментальным инстинктам: голода и любви; они правят миром». У британского нейрохирурга Уилфрида Троттера, как мы видели, их четыре. У его соотечественника физиолога Уильяма Макдугалла, автора первого учебника по социальной психологии, сначала их было семь, потом (по мере переиздания учебника) стало 11, а затем 18. У других ученых их насчитывалось 20, 30, 40 и более.
Ученые просто подбирали соответствующий инстинкт у животного к каждой разновидности деятельности человека или общественному институту. Например, считали, что экономические отношения выросли из инстинкта питания, семья построена на рационализированном половом инстинкте, война имеет под собой основание в виде инстинкта борьбы, государство базируется на инстинктах стадности и страха. Их обзор можно прочитать в работах профессора Санкт-Петербургского университета Дмитрия Горбатова. Продолжая этот ряд, нетрудно подобрать инстинкты для любого явления в жизни: от участия в движении зеленых до нетрадиционной ориентации.
В СССР инстинктов нет
По сравнению с прочими стадный инстинкт пользовался особым вниманием в российской психологической школе, которая в этом плане даже лидировала на рубеже XIX и XX веков. В российском обществе зрело нехорошее предчувствие, и оно не обмануло: в ближайшем будущем стране пришлось пережить три войны, две революции и всеобщую смуту. Сама жизнь требовала ответов на вопросы: как толпа влияет на личность, а личность на толпу? Обязательна ли для толпы склонность к преступлению? Как не стать ее жертвой? Можно ли управлять толпой?
Теоретик народничества Николай Михайловский рассматривал толпу как «податливую массу, готовую идти “за героем” куда бы то ни было и томительно и напряженно переминающуюся с ноги на ногу в ожидании его появления». При этом роль «героя» отводилась ситуативному лидеру - тому, кто увлекает примером, первым «ломает лед», делая один шаг, которого невольно ожидают другие, чтобы слепо последовать за ним. Этот герой вовсе не «великий человек», напротив, самый обыкновенный «человек толпы», и потому в нем сконцентрированы ее силы, чувства, инстинкты, желания. Гипнотическая модель коммуникации в толпе, разработанная Михайловским, оказалась достаточно перспективной. В западной социальной психологии она получила развитие в виде «медленно распространяющегося психологического контагия», который предшествует вспышкам коллективной ярости.
Профессор уголовного права Владимир Случевский сформулировал концепцию «звериногоначала» как объяснение, почемучеловек способен меняться в толпе вплоть до забвения нравственных ориентиров. «Кто только в мыслях своих… не совершал тяжких преступлений или по крайней мере не желал наступления таких событий, для осуществления которых он никогда не решился бы приложить руку!» - писал он. В толпе это свойство по ничтожным поводам приводит к крайней жестокости и разрушительной деятельности. В западной психологии масс аналогичные идеи развивал социолог и криминолог Спицион Сигеле, считавший толпу «субстратом, в котором микроб зла развивается очень легко, тогда как микроб добра умирает почти всегда, не найдя подходящих условий жизни».
Зоолог Владимир Вагнер предлагал более простые и материалистические причины поведения толпы. По его теории физическое воздействие одних особей на других, выражающееся в касаниях и столкновениях, движениях перед глазами, шуме при перемещениях, трансформируется в нервное возбуждение у человека в толпе. Это возбуждение, в свою очередь, благодаря стадному инстинкту, предполагающему подражание особям, первым отреагировавшим на критическое изменение ситуации, ведет к непредсказуемому поведению толпы.
Понятно, что в Советском Союзе подобные теории не могли прижиться и развиваться. В 1976 году профессор МГУ имени М. В. Ломоносова Петр Гальперин писал: «Вопрос в том, совместимы ли инстинкты с общественной организацией жизни людей, с общественной природой человека, с нравственной оценкой поведения и ответственностью за поступки. И суть дела заключается в том, что они несовместимы».
Ученых, желающих это опровергнуть, в советской психологической науке не нашлось, вероятно, у них срабатывал другой основной инстинкт - самосохранения.
Пастухи виртуального стада
За сто с лишним лет наука о стадном рефлексе многое пережила. В 1920–1930-х годах, когда в моду вошел бихевиоризм, она едва не закончилась, но возродилась снова с появлением этологии. Впрочем, опасаться, что она выйдет когда-нибудь из моды и будет оттеснена на обочину социальной психологии, не приходится. Уж больно соблазнительно выглядит возможность управления стадным рефлексом для политики и торговли.
Вторая из областей применения знаний о стадном рефлексе - на рынках товаров и услуг - начала бурно развиваться в послевоенные годы. Правда, применительно к политике и торговле на сегодня в психологии стадного рефлекса особых прорывов не наблюдается, хотя психологи вовсю стараются. Вроде уже изучены все частные механизмы поведения толпы и человека в ней, но это не приближает к пониманию происходящего с ними.
Максимум, что политтехнологи и маркетологи могут сейчас добиться на практике,- это сформировать у потребителя кратковременный условный рефлекс слюнотечения на тот или иной товар или того или иного кандидата на выборах, как в опытах Павлова. Или, напротив, рефлекторное отторжение первого и второго, как в других опытах того же Павлова. Тонкая настройка троттеровского socialized herd пока не получается, людское стадо не в теории, а в его плотской ипостаси по-прежнему остается для науки чем-то вроде мыслящего студня Соляриса из фантастического романа Станислава Лема, который в ответ на любую попытку изучить его извлекает из подсознания ученого фантомы и предлагает изучать их.
Более перспективны исследования появившихся с недавних пор в интернете виртуального стада. Здесь успехи их управлением более впечатляющие, и, возможно, именно здесь социальная психология найдет универсальный алгоритм управления стадным инстинктом.
Сергей Петухов
Стадный инстинкт и конфликты нашего подсознания.
Межличностные противоречия, борьба между людьми при столкновении их интересов, представлений, суждений и взглядов на жизнь приводит к конфликтам. Конфликты являются бичом современного общества, наносящим, порой, непоправимый удар по взаимоотношениям людей, и вызывающим многочисленные психосоматические болезни.
Иногда бывает трудно понять, почему люди ведут себя столь странно, агрессивно и «неправильно». Да и сами конфликтующие стороны зачастую плохо представляют, чего они, собственно, хотят добиться в ходе конфликта.
Но если анализировать, то окажется, что в основе любого, казалось бы, ненужного скандала, любой агрессии, любого поступка лежит побудительная причина, подсознательная надежда на результат, который желательно получить. На работе такими причинами могут быть желание повысить свой заработок или добиться успеха в глазах сослуживцев. Дома близость с партнером, желание угодить ему или властвовать над ним. Любые конфликты и скандалы служат инструментом для достижения определенной цели. Они обусловлены стремлением «к выигрышу» для каждой конфликтующей стороны. Всякое поведение, которое нам кажется негативным, имеет свои мотивы. И очень часто эти мотивы не осознаются не только окружающими, но и самим скандалящим человеком.
Простое понимание глубинных, подсознательных, мотивов конфликтных ситуаций поможет предотвратить конфликты или заметно уменьшить вред, который они способны нанести.
Все то, что в данный момент не находится в сознании человека называется подсознательным или бессознательным (по Фрейду). Сознание это то, что мы осознаем в настоящий момент.
В основе человеческого поведения лежат насущные потребности, а также не осознаваемые нами примитивные инстинкты и желания, обусловленные биологическими побуждениями. Именно древние инстинкты зачастую вызывают конфликтные ситуации, определяя поведение современного человека. Эти инстинкты достались нам от далеких предков, они были полезны в прошлом, но сейчас утратили свою ценность и только мешают нам.
Однако, увы, мотивы поведения современного человека во многом схожи с мотивами поведения животных. Изучая поведение животных, ученые лучше понимают и прогнозируют поведение людей в различных жизненных ситуациях.
Давайте рассмотрим несколько весьма поучительных экспериментов, которые помогут нам понять подсознательные механизмы поведения окружающих нас людей.
Итак, большая стая обезьян находится на огороженной территории под наблюдением ученых. Как и в живой природе в стае существует своя иерархия. Разделение по рангам закон любой стаи. Обязательно имеется вожак, глава стаи, а также перворанговые самцы и самки, второранговые, изгои, детвора. И вот на территорию к обезьянам ставят клетку-кормушку с хитрым замком-запором. В клетке лакомство отборные спелые бананы. Обезьянам хочется бананов, они раздраженно возятся у клетки, но достать бананы не могут: сквозь прутья клетки не дотянуться, а запор открыть не получается.
Тогда ученые изолируют из стаи самую неавторитетную обезьяну-самца. И вдали от всех учат открывать точно такой же запор на другой клетке. Показывают, тренируют навык. Вот наконец обезьяна все поняла, усвоила. Ее возвращают в стаю. Обезьяна с довольным видом подходит к кормушке, манипулирует с запором и достает банан! Вся стая, смирившаяся было с тем, что запор не открывается, удивленно глазеет на сородича, собирается возле клетки. Подскакивает вожак стаи, дает затрещину «умнику», отбирает банан и жрет сам.
Обученная обезьяна достает еще банан. К ней подходит второй по рангу после вожака самец, дает пару оплеух и снова отбирает банан. Бедная обезьяна достает еще банан, затем еще. Та же ситуация. Подходят другие обезьяны, отбирают бананы, да еще и бьют изгоя стаи. Он им бананы, они ему по морде. Никакой благодарности, никто не выражает ни малейшего желания понять, как их сородич отпирает запор, никто не хочет научиться у него умению доставать бананы.
Но эксперимент продолжается: ученые отсаживают вожака стаи и учат теперь уже его открывать этот сложный запор. Научив, выпускают обратно в стаю.
Вожак важно подходит к кормушке, достает банан и демонстративно, с явным превосходством начинает жрать его. Стая собирается кругом, внимательно наблюдает за тем, как вожак аппетитно расправляется с бананом, достает еще один вкусный плод и снова жрет его сам. Все ждут, пока вожак насытится. После чего перворанговый самец пытается повторить увиденные манипуляции с замком. Получается не сразу, но самец настойчив и после нескольких попыток запор открывается.
Постепенно вся стая овладевает технологией доставания бананов. Учатся у вожака, затем у вышестоящих по иерархии. Но только не у обезьяны, открывшей запор первой. Ее бьют, у нее лишь отбирают добычу. Теперь наш первооткрыватель может достать себе банан только после того, как бананами насытятся все, кто главнее его.
Такой вот получился вполне социологический опыт. Об этом опыте восторженно отзывался, в частности, писатель М. Веллер. Действительно, осмысление результатов опыта дает важные выводы и для социума людей. Ведь в подсознании человека заложен древнейший стадный инстинкт, который до сих пор зачастую определяет наше поведение. Этот инстинкт имеет глубокие биологические корни и связан с необходимостью выживания стаи. Чтобы выжить в дикой природе нужна согласованность действий. Для этого стае нужен вожак. Вожак объединяет, защищает и направляет стаю, подчинение вожаку делает стаю и каждую особь этой стаи менее уязвимой для врагов. Исполнение приказов вожака есть залог собственной безопасности. Подчинение лидеру стаи либо стремление занять его место это адаптационный биологический групповой инстинкт выживания, который способствует самосохранению и размножению. Желание подчиняться, угождать, быть рядом с социально значимой особью дает ощущение собственной защищенности. Члены стаи принимают обычно сторону вожака. А в случае опасности стая в первую очередь сохраняет и обороняет именно вожака, как наиболее ценную особь для данной стаи.
При этом в стае постоянно ведется борьба за лидерство между социально значимыми особями. Авторитет лидера добывается в драках с сородичами. В природе физическая сила, смелость обеспечивают превосходство. На первый план выходит наиболее сильный самец, способный организовать стаю для проведения охоты, добычи пищи или ухода от врагов. Остальные занимают свое место в иерархии и должны уступать более значимым особям.
Лучшая еда и, главное, самки в первую очередь достаются лидерам. Сильный самец должен передать свои гены максимальному количеству самок. Таков древний закон выживаемости стаи.
Но в сообществе людей и даже в обычных семьях очень часто проявляются свои вожаки, которые пытаются направлять остальных.
Как и любая стая сообщество людей до сих пор самоорганизуется на сословия, звания, касты. Тому имеются многочисленные подтверждения.
Как-то, еще в советские времена, проводился эксперимент в нескольких колониях для несовершеннолетних. Там отобрали подростков, страдавших от притеснений своих собратьев (находящихся в самом низу своеобразной социальной лестницы), и изолировали их. И что же? Через некоторое время в среде отобранных подростков вновь возникла иерархия с новыми лидерами и еще более жестокими притеснениями и издевательствами «главарей» над ребятами, которые не смогли за себя постоять.
Почти во всех взрослых зонах существует четкое негласное разделение людей. Роль вожака играет вор в законе, далее по статусу идут блатные, затем мужики, за ними так называемые козлы и наконец опущенные, самые презираемые заключенные.
В армии система званий закреплена законодательно. По Уставу военнослужащие обязаны беспрекословно подчиняться старшему по званию. Это делает армию легко управляемой, способной выполнить любой приказ командира. Командиры назначаются сверху, поэтому не так выражена борьба за лидерство между военными.
В трудовых коллективах существует своя иерархия, служебный статус, заставляющий подчиненного находиться в приниженном положении. Поэтому столь популярна и справедлива у нас поговорка: «Ты начальник я дурак, я начальник ты дурак». Мнение человека, обладающего менее высоким статусом и худшим материальным положением, учитывается в последнюю очередь.
Рассмотрим еще один интересный эксперимент. Вернее, я нашел сведения о разных опытах, очень похожих по схеме проведения и результатам. Один проводился с лабораторными крысами, другой с мышами. Расскажу про крыс.
К клетке с животными добавили дополнительное помещение и перенесли туда кормушку. Помещение представляло собой пустой бассейн для животных с одной площадкой, примыкающей к клетке и имеющей плавный спуск на дно. Кормушку закрепили на дальней от крыс стороне бассейна.
Крысы довольно быстро разобрались, как добраться до кормушки. И стали бегать за кормом в новое помещение.
Тогда бассейн наполнили водой. Крысиная стая собралась на площадке, животные бегают, волнуются, пищат: кушать хочется, а до кормушки можно добраться только вплавь. Уж очень крысы не любят плавать!
У крыс есть полезный для стаи инстинкт. При опасности и в сложных, непредсказуемых ситуациях стая обычно рискует жизнью только одной, понятное дело, не самой важной особи. Так, при приеме подозрительной пищи вдруг отравлено? ее сначала пробует только один зверек. Остальные смотрят и ждут. Если с крысой все в порядке, то к трапезе приступает вся стая. И разведку незнакомой обстановки тоже чаще всего проводит кто-то один. Остальные ожидают результата.
Вот и во время эксперимента одна из крыс прыгает наконец в воду, плывет к кормушке, берет корм (воды налили столько, что брикетик с кормом можно взять без проблем), возвращается назад: в воде покушать нельзя. Однако на площадке у приплывшей крысы брикетик сразу отнимают более сильные особи. Тем не менее, разведка проведена. Примеру первой крысы следуют еще несколько зверьков, которые прыгают в воду и плывут за кормом.
Оказалось, стая разделилась на тех, кто плавает за кормом, и тех, кто корм отнимает. Тех, кто не плавал, было больше. Поэтому отдельным крысам пришлось совершать заплывы до 10 раз, прежде чем им позволяли съесть принесенный корм. Все плавали по-разному. Кто-то 2-3 раза, кто-то больше. Был один или два зверька, которые совершили всего один заплыв, только для себя. Эти особи, на мой взгляд, достаточно сильные и уважаемые в стае, они не стремятся к лидерству, но могут постоять за себя и избежать притеснений. Применительно к людям, такой типаж часто уходит от общества, становится отшельником или философом.
Впрочем, это другая история. В нашем же эксперименте ученые отобрали и изолировали животных, которые совершали заплывы, и оставили только тех, кто корм отнимал. И вновь ситуация повторилась, вновь произошло разделение. Только драки на площадке приплывших крыс с теми, кто продолжил отнимать корм, стали более жестокими.
Понятное дело, если бы аналогичные опыты были бы проведены с обезьянами, то результаты оказались такими же. Находящийся внизу прайдовой лестницы плавал бы или бегал много раз, а лидеры стаи отнимали бы у него корм. В любой стае в порядке вещей отнимать у низшего по иерархии.
Но и люди, стоящие высоко в иерархической лестнице, имеют возможность отнимать у менее значимых их труд, их идеи, их женщин, наконец. Власть и положение в обществе дают возможность управлять людьми, присваивать их труд, удовлетворять свои деспотические амбиции.
В то же время, чтобы не быть обделенным, нужно бороться за свое место под солнцем. Закон таков: для того, чтобы добиться чего-то в жизни, чтобы иметь возможность руководить, чтобы тебя слушали и уважали, надо быть на верху социальной лестницы. Этот закон закреплен у нас на подсознательном уровне.
И люди борются, порой даже не осознанно, за лидерство, слушают и стараются угодить тому, кого считают лидером, но игнорируют, критикуют тех, кого ставят ниже себя по иерархии. При этом авторитет человека чаще добывается не физической силой, а интеллектом, умением убеждать, доказывать. Имеют значение, конечно, родословная, связи, деньги.
Стратегия соперничества пронизывает всю нашу жизнь. Люди ведут себя по-разному, но подсознательно рассматривают окружающих как объект для борьбы или, наоборот, послушания.
Мальчики и мужчины более активно стремятся к высокому статусу, соперничают в играх и работе, определяя иерархию и свое место в ней. Женщины же чаще жертвуют успехом и самореализацией ради сохранения отношений. Они меньше демонстрируют свои достижения. Некоторые женщины имеют потребность опираться на «сильное плечо», слушать и угождать мужчине. Они скрывают свое превосходство в какой-либо области из опасения вызвать недовольство супруга или коллег по работе. Рассказывая о своих невзгодах и неприятностях, женщина подсознательно стремится получить сочувствие и поддержку от сильного самца. Мужчины же склонны давать советы или предлагать решения. Их сильно сердит, если данные ими рекомендации не реализуются. Они обычно остро реагируют, когда женщина пытается «править» в семье или начинает принижать своего мужа.
Мужчины сильнее женщин, в природе самцы обычно сильнее самок. Но на уровне животных существует инстинктивный запрет на проявление агрессии по отношению к самкам. И у человека имеется немало сходных глубинных установок. Однако, и здесь люди «ушли» от животных: некоторые мужчины способны ударить женщину. Впрочем, большинство придерживается социальных норм, предписывающих не проявлять физическое насилие в отношении женщины. Но нередко мужчина может агрессивно среагировать на пренебрежение к его персоне со стороны женщины. У мужиков борются два желания: инстинктивный страх причинить женщине вред и стремление наказать ее, поставить на место, чтобы ощущать свое превосходство. Послушным же женщинам мужчины готовы оказывать заботу и внимание. Поэтому-то объектом рыцарского отношения оказываются обычно кроткие, неагрессивные, уступчивые дамы. Именно у таких женщин есть подсознательное стремление угождать своим мужчинам.
Тем не менее, и многие женщины выражают недовольство из-за игнорирования их интересов. Обычно это и является причиной конфликтов в семье. Попытка женщины добиться равенства часто приводит к скандалу.
Конечно, уступчивость, капитуляция перед требованиями женщины, подсознательная готовность считать ее более высокой по рангу проявляется и у некоторых мужчин. Обыватели считают таких «подкаблучниками».
Психологи говорят, что уступки демонстрируют «добрую волю» и служат позитивной поведенческой моделью. Но уступки могут быть подсознательно восприняты окружающими как проявление слабости. Пословица: «Не делай людям добра не получишь зла» из этой области. Покладистые люди хотят нравиться окружающим, стараются помочь им. Но иногда помощь начинает восприниматься как должное. На доброго человека на бессознательном уровне могут смотреть как на стоящего ниже по рангу. И вместо благодарности требовать от него все новых уступок. Подобное может привести к конфликту.
Феномену бессознательного дал обоснование Зигмунд Фрейд. Бессознательное, по мнению Фрейда, возникло как неизбежное следствие действия защитных механизмов (ЗМ) личности. ЗМ не осознаются самой личностью, но помогают преодолеть рассогласование между ожиданиями и пониманием невозможности своих ожиданий. Скрытое в подсознании человека проявляется в его снах, фантазиях, шутках, описках и оговорках. Однако ЗМ могут быть неосознанным источником столкновений с окружающими. ЗМ способны загнать вглубь внутриличностный конфликт, привести к психической болезни.
ЗМ редко ограничиваются сферой психической деятельности человека они переходят в действие. Если обиженный начальником подчиненный по дороге домой пинает собаку, а дома ругает жену за плохой ужин или может ударить ее без видимой, казалось бы, на то причины, то здесь работает защитный механизм замещения агрессии. Происходит замена одного объекта другим. Жертвой становится не непосредственный источник душевной травмы, а более слабый человек, попавшийся под руку.
Здесь, как в первобытной стае, оплеухи дают не значимой особи, а более слабому. При этом для оправдания своего нападения агрессор подсознательно ищет у своей жертвы негативные моменты («приготовила не тот ужин», «не так посмотрела» и т.д.).
Подобным образом ведут себя и хулиганы.
Немотивированная агрессия связана обычно с желанием продемонстрировать свое превосходство в силе. Это агрессор так самоутверждается, старается подсознательно стать более значимым через насилие.
З. Фрейд исследовал подсознательные мотивы поведения человека, связанные с сексуальным влечением. Его обвиняли в разрушении нравственности и пособничестве сексуальному разгулу. Но благодаря трудам Фрейда получили развитие психология и психотерапия. Многие проблемы поведения людей и истоки конфликтных ситуаций стали понятней.
Современные психологи определяют следующие причины конфликтов: несовпадение целей и интересов людей, угроза безопасности, неудовлетворенные потребности и стремление к превосходству, неравенство, а также информационные факторы: системы верований, или, например, футбольный фанатизм.
И все же базисом большинства конфликтов является стремление к лидерству, которое провоцирует многочисленные скандалы в семье и обществе. Срабатывание описанных Фрейдом защитных механизмов, агрессия, ругань начальника на подчиненного, мужа на жену, тещи на зятя, свекрови на невестку, корни конфликтов в любых коллективах обычно имеют именно эту природу.
Возьмем, например, тещу. Дочка вышла замуж, в семье появился новый член. Теща инстинктивно пытается подавить зятя. Женщине нужно показать свою значимость, ей выгодно, чтобы зять слушался ее и был бы самым низким по статусу в семье. Самоутверждение одной из сторон осуществлялось через унижение другой. Поэтому неудивительно, что зять наделяется нехорошими качествами, его недостатки выпячиваются, а поступки воспринимаются критически. Теща не слушает зятя, не подстраиваются под его интересы, только пытается указывать, требует материальных благ для дочки. Если и в мужчине заложено стремление к лидерству конфликты в такой семье неизбежны.
Чтобы оправдать свое отношение к тем, кого подсознательно ставят ниже себя по социальному статусу, им пытаются приписать отрицательные качества: трусость, глупость, подлость, жадность, вредность. Далеко не всегда это так.
Но личные нападки и оскорбления («ни к чему не годен», «руки из одного места растут», «дурень набитый», «ничего не смыслишь в жизни», «трудно жить с таким идиотом»), поучающие указания, замечания о внешнем виде, критика поступков, игнорирование оппонента (словно не замечают его) все это связано с подсознательным желанием унизить человека, чтобы породить у него неуверенность, пробудить чувства бессилия, неполноценности.
Однако проявление нетерпимости и агрессивности является составной частью закона социальной группы, который предписывает разделение по рангам и борьбу за лидерство. Этот закон справедлив для прайда, семьи, общей группы людей, рабочего коллектива. Движущей силой этого закона является стадный инстинкт. Он входит в число основных инстинктов вместе с двумя еще более важными инстинктами: инстинктом самосохранения, движущей силой которого является страх, и инстинктом размножения, движущей силой которого является любовь и сексуальное влечение.
Основные инстинкты составляют формулу триады. Эта формула объясняет практически все естественные мотивы нашего поведения, осознанные и неосознанные.
Стереотипы поведения, связанные с основными инстинктами, заложены в наше подсознание, но они корректируются сознанием, нашим умом.
Человек не животное, в отличие от животных мы умеем жить разумом. Чем выше поднимался человек по эволюционной лестнице, тем меньшее влияние на нас оказывали инстинкты, тем чаще наши поступки определялись умом. Поведение современного человека приобрело и специфические черты, регулируемые системой морально-нравственных установок.
Например, у нас на чувство естественного страха, связанного с инстинктом самосохранения, накладывается чувство долга или стыда при мысли о возможном малодушии. Так, результатом одной и той же опасности при атаке неприятеля во время военных действий у одних людей может быть бегство, у других стойкость и мужество.
При этом: чем выше интеллект конкретного человека, тем менее выражены в его поведении инстинкты. Бушующие страсти характерны в первую очередь для «люмпенской» психологии, для уголовной среды, где отношения внутри сообщества в значительной степени определяются инстинктами и грубой физической силой.
Эгоизм, стремление к удовлетворению только своих потребностей, неумение или нежелание понять глубинные мотивы поведения окружающих и неспособность предвидеть последствия атрибуты низшего слоя человеческой личности.
Что касается конфликтов, то их нужно избегать. Оптимальной стратегией будет уход от конфликта. Лучше всего не попадаться на глаза недовольному начальнику, злой теще, соседу или свекрови.
Если этого сделать не удается, не втягивайтесь в конфликт. Не реагируйте на грубость, не отвечайте на провокации, не оправдывайтесь, не спорьте. Роль в конфликте сорвать сценарий противника, не дать ему возможность использовать вас для разрядки и усиления собственного подсознательного статуса.
Определите намерения оппонента и выберите наиболее подходящий для себя стиль поведения. Лучше всего сбить противника с толку, найти тот вариант действий, который предотвратит его возможную агрессию.
Обычно для самооправдания своего поведения зачинщик конфликта ищет повод (как в известной басне Крылова волк, прежде чем наброситься на ягненка, пытается приписать ему неблаговидные действия, чтобы представить себя в роли судьи, осуществляющего справедливое возмездие). Уже на этом этапе постарайтесь перевести все в шутку или найти срочное дело, чтобы не быть объектом приложения для сброса негатива.
В крайнем случае, сохраняйте спокойствие, поддакивайте, не провоцируйте агрессивную реакцию, демонстрируйте уважение. Противник лезет к вам с грубостью, а вы постарайтесь успокоить его, соглашайтесь с ним. Он начинает возмущаться по поводу ужина, а вы спросите совета: как лучше было бы приготовить это блюдо. Демонстрируйте добрые намерения, желание сохранить хорошие отношения с готовым к скандалу человеком. Чаще хвалите и спрашивайте его мнение, но старайтесь не попасть в зависимость. Даже в самой критической ситуации следует проявлять изобретательность, находить наиболее приемлемые решения.
Безусловно, существуют «трудные» люди, общение с которыми чревато конфликтами. Это грубые, резкие, недальновидные люди с «люмпенской» психологией. Их не много, но от таких людей нужно «бежать».
И, конечно, нет никакого смысла доказывать свой статус в скандалах и драках.
Всего лишь поняв глубинные мотивы своего поведения и поведения окружающих, можно научиться уходить от ненужных срывов, споров и скандалов.
Продолжение темы.
Добавить в избранное
Стадность – это стремление человека к полной, бессознательной подчиненности индивидуального поведения примеру толпы. Стадность — это склонность получать удовлетворение от групповой работы.
Стадность – это бегство от личной ответственности за свои действия. Стадность – это когда твоим мозгом и сознанием управляет мнение толпы. Стадности присуще глумление и фанатизм . Глумление, Стадность, Фанатизм — это мощные инструменты управления толпой. Стадному человеку другие члены стада кажутся милыми и приятными людьми, а все, кто находятся вне стада, являются злейшими врагами.
Стадное чувство – это не то, когда видишь, в окружающих тебя людях, животных. Это механизм, лежащий в основе инстинкта самосохранения, применимый в равной степени, как к людям, так и к животным. Стадный инстинкт показывает, как люди или животные в группе могут действовать коллективно. Оказавшись под психологическим влиянием толпы, нормальный, казалось бы, человек, забывает о своих нравственных устоях, поддавшись групповому заражению глумливым настроением. Это стадное свойство толпы активно используется спецслужбами для уничтожения неугодной личности. Недавний пример — уничтожение Муаммара Каддафи, когда чудовищность толпы глумилась и пытала его.
Индивидуальный человек, в толпе и в состоянии стадность при этом испытывает состояние радости эйфории, радости, блаженства, экстаза. В толпе теряются все лучшие человеческие качества!
Управление толпой и трагическая изнанка любой революции состоит в том, что Глумливость выбрасывает из людского ничтожества ущербных людей, представляющих сгустки злобы, ненависти. Захватив власть, они, прикрываясь революционной целесообразностью, начинают физически глумиться над людьми, испытывая сладострастный трепет от потоков крови невинных людей. При этом толпа не осознает всей чудовищности своих поступков!
Инстинкт толпы довлеет над индивидом. Толпа – это очень удобная форма выражения трусости и бессилия перед хаосом, порождённым бесчисленным количеством проблем или надуманных проблем, специально навязанных или специально созданных событий поджигающих толпу цинизмом, ложью.
Личность одного человека – ответственна. Мозг отвечает за то, как вести себя правильно, что делать можно, а что категорически нельзя. Именно мозг несет ответственность, за вакханалию неугомонного ума и ненасытных чувств.
Стадность отправляет мозгом человека и его поведение, словесные призывы, чудовищное глумление — передается на других членов группы. Человек – существо общественное, ему свойственно объединяться в различные, группы. Стадность проявляется под прикрытием информационной лжи и пропаганды государства. Формированием стадного чувства единения занимается государственная машина пропаганды. С помощью официальных СМИ они формируют государственную политику, поддерживаемую всем стадом. Неугодных – в тюрьму!
Это нормально для эффективной жизнедеятельности в обществе. Речь идет не об этих свойствах человеческого общежития и выживания. Речь идет о стадности, когда человек превращается в слепое, бессознательное орудие орущей в неистовстве толпы . Когда человек предрасположен быть волонтером бесструктурного скопления людей, с которым его объединяет общее эмоциональное состояние и общий объект внимания, и всецело подчиняться его психологии, мы явно видим проявление стадности, как порочного качества личности. Это уровень физиологического, бессловесного рабства и подчинения на уровне подсознания.
Стадность пронизана инстинктивными реагированиями на типовые ситуации, в то время как разумность – это способность в пространстве между возбудителем и реакцией применять синтезированное знание, проявляя при этом реальное действие. Разум одарен правом выбора, как самостоятельно реагировать на ту или иную ситуацию жизни. Стадность лишена этого права, она реагирует, как все, она панически страшится выйти из общего строя, боится пойти одна туда, куда ещё ранее не ходила. Ей надо обязательно говорить чужие слова и подпевать чужой песне, ибо собственной песни у стадности нет и, что самое печальное, собственного пути тоже нет.
Человек, не знающий своего пути, - беспутный человек. Стадность беспутна, ведь она реализует чужие цели, не знает своё жизненное предназначение. Стадный человек, оторванный от стада – это олицетворенное скудоумие, никчемность и серость. Именно такие недочеловеки участвуют в расправах и бунтах «несогласных».
Порождение стадности – ажиотаж. Кто-то распустил слухи, что «будто все подорожает, абсолютно, а особенно - поваренная соль», и все рванули в магазин скупать соль мешками на годы вперед. Кто-то пустил «утку» о том, что банковская система близка к дефолту и люди делают набеги на банки, стремясь вернуть деньги по депозитным договорам. Мозг у стадности отключен, поэтому ей приходится довольствоваться информацией, поступающей от чувств. СМИ обманывают, преподносят объекты внешнего мира в искаженном виде, используя стадность, ярость толпы, ажиотаж, массовое глумление под прикрытием государства. Стадность возникает от вседозволенности и неконтролируемой гласности и плюрализма мнений.
Стадность захватывает человека не весомостью доводов и аргументов, а гипнозом силы, реальности власти, жизнеспособности и возможности стать надежным прикрытием для своих приверженцев.
Как бы то ни было, из чего бы стадный инстинкт не исходит – из одиночества или из зомбирования, - более чем очевидно. Здесь мы имеем дело с явлением, которое не может контролировать обычный средний человек. Это наиболее опасная, внутренняя агрессивная или внешняя защитная реакция человека – бей, круши! Под прикрытием толпы, вырываются звериные отголоски нашей сущности.
Сознание человека слабее стадного инстинкта. Но если такие инстинкты, как половой, или, скажем, инстинкт питания, - можно с легкостью объяснить вопросами выживания человека, то стадность – никак не связана с выживаемостью, скорее наоборот — все мы знаем, что стадность может привести к гибели людей, особенно когда «массу» возглавляет «талантливый» вождь», типа Гитлера. Яркий пример недавней истории — преклонения перед Гитлером, полностью проявляли симптомы зомбирования, паранойи и стадности.
Стадность лишает человека логического мышления, подавляет в нем лучшие качества и отдает во власть мощной разрушительной энергии толпы, превращая вчерашнего добряка в лютого зверя, спокойного и уравновешенного мужа в олицетворенную агрессию, ненависть, ярость и злобу. Власть толпы может дать сиюминутный результат, но в перспективе всегда приведёт к отрицательным последствиям. Потому что сметает на своём пути всё. И ставит толпу, стадность, силу — выше закона.
Для человека, хорошо сознающего все вышеизложенные причины искажения и неадекватного, отклоняющегося поведения людей в условиях массового психоза, необходимо вооружиться элементарными знаниями о самих себе, чтобы иметь силы сопротивляться негативу, который невольно возникает внутри толпы и разрушает личность в потоках ненависти и нетерпимости или наоборот — раболепному следованию указаний лидеров.
Никогда не задумывались о собраниях в общественных учреждениях, митингах, шествиях, манифестациях, парадах? Почему такое большое количество всевозможных массовых собраний?
Шушарина Виталина
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
Научно-исследовательская работа
СТАДНЫЙ ИНСТИНКТ И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Работу выполнила:
Шушарина Виталина, ученица 9А
Класса
Руководитель: Козьякова Т.А.,
Учитель истории и обществознания
Райчихинск
2018 г
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Приложение 1. Карточки для проведения эксперимента по определению Чувства стадности у подростков………………………….. | |
Приложение 2. Анкета «Насколько силен в вас стадный инстинкт?»…… Приложение 3. Результаты диагностики среди учащихся 8-10-х Классов ……………………………………………………… Приложение 4. Процентное соотношение по уровню стадного инстинкта Среди учащихся 8-10-х классов ……………………………. Приложение 5. Распределение среди учащихся по классам по уровню Стадного инстинкта…………………………………………. | 16-17 |
- ВВЕДЕНИЕ
В октябре 2010 года в Африке разбился самолёт, который совершал рейс из столицы Конго Киншаса в городок Бандунду. Крушение произошло при заходе на посадку. При этом погибли двадцать пассажиров и два пилота. Выжил только один пассажир, которого сразу же увезли в больницу. Причина катастрофы оставалась загадкой, так как самолет был современным, технически исправным, а пилоты обладали необходимой квалификацией. Однако после опроса выжившего пассажира картина прояснилась. То, что он рассказал, повергло всех в шок. Один из пассажиров спрятал в сумку крокодила и тайком пронес в салон. При заходе самолета на посадку крокодил каким-то образом выбрался из сумки. Стюардесса в панике побежала в кабину пилотов, пассажиры тоже запаниковали и побежали следом за ней. Центр тяжести самолета сместился к носовой части, и он стал падать. Пилоты попросили пассажиров вернуться на свои места, но было уже слишком поздно. Самолет вошел в штопор и на полной скорости врезался носом в землю. А крокодил выжил, потому что находился в хвостовой части самолета.
Вы думаете, самолет разбился из-за крокодила? Нет, это произошло из-за паники. На самом деле крокодил был маленьким и в худшем случае мог кого-нибудь укусить, но об этом никто не думал. Все копировали действия других, руководствуясь правилом: все бегут – значит нужно бежать, поддаваясь так называемому стадному инстинкту.
О том, что у людей существует своеобразный «стадный инстинкт», известно каждому. Подобное явление охватывает множество аспектов жизнедеятельности человека. Лидирующие позиции занимают религия, политика и реклама. Особенно сильно «стадный инстинкт» проявляется в подростковом возрасте. Что является причиной этого, почему толпа всегда способна повлиять на личность и уничтожить индивидуальность? Каким образом работает этот эффект? Ответы на эти вопросы я постаралась найти в своей работе.
Объект моего исследования – стадный инстинкт и его проявления.
Цели исследования:
Выяснить, как влияет стадный инстинкт на формирование личности и социализацию современного подростка;
Показать, что со стадным инстинктом можно и нужно бороться;
Определить доступные способы для борьбы с ним.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научные данные и данные из Интернет-ресурсов по вопросам социализации и стадному инстинкту.
2. Провести диагностику среди учащихся 8-10-х классов на определение уровня формирования у них стадного инстинкта.
3. Обработать результаты и оформить их в виде диаграмм и сравнительных таблиц.
4. Экспериментально и практически доказать актуальность эффекта авто синхронизации или закона «5-ти процентов».
Методы исследования:
Поисковый и социологический опрос, экспериментальный метод.
Гипотеза:
Стадный инстинкт сопровождает человека на всём жизненном пути. Но бороться со стадным инстинктом и внушаемостью необходимо для развития неповторимой совокупности индивидуальных качеств личности, а, следовательно, здорового социума.
Научная новизна
данной работы состоит в том, что я изучала стадный инстинкт на примере закрытого социума и сделала вывод, что проблемы с социализацией подростков являются глобальными для нашего общества и решать их следует безотлагательно.Практическая значимость:
данные настоящего исследования могут быть использованы на уроках обществознания и могут помочь старшеклассникам задуматься о плюсах своей индивидуальности и успешной социализации.- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Попробуйте ответить на вопрос: считаете ли вы себя независимым ни отчего? Если да, то могу вас разочаровать, ваша зависимость уже заложена на уровне инстинктов.
2.1. Определение понятий «инстинкт», «стадный инстинкт»
Инстинкт – это совокупность врожденных тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения.
Инстинкт стадности
– наблюдаемая у многих видов животных потребность жить в крупных структурированных группах (стадо, стая, орда).По В.Троттеру (английский социальный психолог и хирург) – желание человека присоединяться к определённым группировкам и социальным группам, их вождям и подражать их поведению.
- «Авто синхронизация» или закон 5-ти процентов
Если в мирно пасущемся табуне лошадей испугать 5% особей и «пустить их в бегство», то весь остальной табун сорвется с места; если даже 5% светлячков случайно синхронно вспыхнут, то тут же будет вспышка целого луга. Данная особенность проявляется и у людей.
Дабы избежать обвинений в скрытой рекламе, приведу пример без ссылок на производителя и марку. Одна весьма известная компания готовилась «выбросить» в продажу новый смартфон. Когда отгремели рекламные ролики, была названа точная дата появления новинки на прилавках. И вот в означенный день люди вышли из домов и увидели у салонов мобильной связи огромные очереди. На вопрос что, собственно, собираются продавать, люди в очереди крутили пальцем у виска. «Ну, ты даешь! Смартфон Х, конечно же!» В тот же день смартфоны были сметены с прилавков подчистую. Люди, сформировавшие очередь, были не покупателями, а наемными «рекламными стендами». Их задача была проста: стоять в очереди и говорить, что продают. Остальное оставалось за стадным инстинктом. И он сработал на «отлично».
А теперь давайте вернемся к начальному эпизоду с крушением самолета в Конго. Из двадцати девяти человек, находившихся на борту самолета, выжил только один пассажир. Остальные поддались панике и погибли.
Все эти действия можно объяснить понятием
авто синхронизации . Впервые это явление было замечено в древнем Египте. Суть такова – если в какой-то общности 5% процентов совершают одновременно определенное действие – остальное большинство начинает повторять. (Теория так же может называться ДОТУ - Достаточно общая теория управления ).В данном случае автоматически срабатывает стадный инстинкт, и на подсознательном уровне человек начинает делать то, что выполняет 5% демонстраторов. Даже если нам не понравилось выступление какого-либо докладчика или артиста, мы машинально рукоплещем им из-за аплодисментов зала. Подобное явление охватывает множество аспектов жизнедеятельности человека.
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Как чувство стадности влияет на подростков и молодых людей
Чтобы узнать, как чувство стадности влияет на них, я провела социальный эксперимент с учащимися 9-10 классов.
Я пригласила 5 подростков в учебный класс и показала им две карточки. На первой карточке три линии разной длины – линия 1, линия 2 и линия 3, на второй карточке – одна линия. (Приложение № 1). Ребятам было предложено назвать номер самой длинной линии. Однако один из учеников не знал, что остальные были заранее предупреждены и называли номер неверной линии. То есть их попросили отвечать неправильно. В результате испытуемый, поддавшись мнению толпы, тоже назвал номер неверно.
В поведении этого молодого человека нет ничего необычного: из 5 молодых людей, проходивших этот тест, трое ответили неверно. Они раз за разом повторяли то же, что говорили их товарищи. У них просто не хватало мужества сказать: «Группа ошибается. Я не могу объяснить почему, но все эти ребята запутались». Лишь два человека нашли в себе силы и выступили против группы.
Это яркий пример того, что давление сверстников делает с неуверенными людьми, какими в большинстве своем и являются подростки.
Этот эксперимент позволил выявить еще одно интересное качество. Если хотя бы один из предупреждённых учеников назвал линию правильно, вероятность того, что и обследуемый ученик сделает то, что считает правильным, заметно возросла бы. Это означало бы, что, у него есть друг, который будет стоять на его стороне наперекор коллективу. Тогда у него самого тоже добавилось бы мужества. Но когда подросток совсем один, ему очень трудно отстоять свое мнение. Отсюда возникает множество вопросов и проблем. И у самих детей, и у «взрослых» родителей. Необходимо понять всем, что люди сами развивают у себя стадный инстинкт, подчиняясь мнению толпы. Это зачастую относится не только к детям, но и к «взрослым» родителям.
Почему давление мнения большинства оказывает такое сильное влияние в период взросления? Почему подростки так боятся быть отверженными коллективом? Почему они делают то, что им говорят ровесники? Почему им трудно быть независимыми?
- Причины проявления стадности у подростков
В подростковом периоде мы, зачастую, чувствуем себя неуверенно, мы сами себе не нравимся, очень боимся насмешек и того, что друзья нас отвергнут. Наши проблемы кажутся нам и без того слишком серьезными, чтобы осложнять их несогласием с большинством. И мы одеваемся как все, говорим, как все, и все наши идеи становятся такими, как у всех. Мы боимся поднять руку, когда знаем правильный ответ, или выразить свое собственное мнение. Мы стараемся вести себя как можно «безопаснее».
Все эти типы поведения имеют нечто общее : они порождены ощущением неуверенности. Я говорю о боязни быть отвергнутым коллективом, боязни не получить приглашение на вечеринку, боязни не понравиться, потерпеть неудачу… Огромное давление загоняет нас в одинаковые клетки и превращает из человеческих существ в роботов.
Все мы знаем, что вредные привычки подростков являются серьёзной проблемой современного общества. Алкоголизм, табакокурение, наркомания чаще всего случаются, когда не курящему и не пьющему не хватает сил и воли сказать друзьям, предлагающим это попробовать впервые, «нет!» или «Ни за что!». И многие делают это, совершенно точно зная, какие губительные последствия могут быть. «Как все!» - о чём потом многие сожалеют.
Давайте вспомним художественный фильм режиссёра Ролана Быкова «Чучело» о шестикласснице Лене Бессольцевой. Ребята решили прогулять урок и пойти в кино . В наказание за прогул ребятам отменяют поездку в Москву в осенние каникулы, к которой все очень долго и трепетно готовились. Ребята решают найти и наказать виновного, и Лена берет вину на себя, в результате чего становится изгоем. Все ученики объявляют ей бойкот, издеваются над ней при каждом удобном случае и даже несколько раз жестоко избивают. Это яркий пример проявления стадности среди подростков.
В целом можно сделать вывод, что стадный человек, а тем более в подростковом или раннем юношеском периоде, одержим двумя подсознательными страхами: быть изгнанным из стада или оказаться в стаде последним.
- Социализация подростков
Социализация подростков - один из важнейших вопросов современности. Именно в подростковом периоде появляется желание выделить себя среди других, наблюдается критическое отношение к обществу, нормам поведения, то есть в свои права вступает стадия индивидуализации , самоопределения «Мир, и я» и эта стадия характеризуется как промежуточная социализация, так как в характере и мировоззрении подростка всё ещё очень неустойчиво.
«С кем ты?» - вот самый главный вопрос для подростка. То, что ты можешь быть сам по себе, в голове у подростка, которым ещё мощно управляет стадный инстинкт, не укладывается. Другой, значит ты нам враг. И тут приходит вывод: носи крутую одежду, жуй крутую жвачку, имей телефон как у всех, и ты будешь вполне успешен в этом обществе, главное, потреблять всё то, что и члены данного коллектива. Ярче всего это проявляется в подростковом возрасте, когда социализация осуществляется в общении и деятельности. В этом возрастном периоде постигаются азы выстраивания взаимоотношений с социумом и зачастую подростки общаются только с теми, кто разделяет их мнения и увлечения. Необходимо подчеркнуть огромное значение процесса воспитания как семейного, так и в школе в борьбе с формированием стадного инстинкта. Именно этот целенаправленный процесс формирования личности в определённых социальных условиях, поможет усвоить подросткам успешный социальный опыт, приобрести личные качества, необходимые для дальнейшей самореализации в жизни. Именно воспитание создаёт платформу для формирования устойчивых свойств личности с 18 до 25 лет, когда в свои права вступает устойчиво-концептуальная социализация.
Социализация – это освоение различных социальных ролей, а также усвоение этических и культурных ценностей и норм, которое начинается в раннем детстве и продолжается до глубокой старости. Успех процесса социализации зависит от трех основных факторов:
1. Понимания того, что ожидает от тебя окружение в соответствии с правилами общества.
2. Изменения поведения в ответ на эти ожидания.
3. Конформизма, т.е. желания и стремления следовать общественным нормам и правилам.
Уже в самом термине «конформизм» я заметила схожесть со стадным инстинктом. Значит ли это, что более удачно войдет в общество тот, кто последует всем его правилам, и не будет пытаться нарушить привычный ход вещей?
- Насколько ты в «стаде?»
Возникает вопрос: «Получается, лучше всех социализируется тот, у кого наиболее сильно развит стадный инстинкт?»
Для того чтобы это выяснить я провела диагностику: насколько силен стадный инстинкт в подростковом и раннем юношеском периоде, а именно у учеников 8-10-х классов. (Приложение №2, 3)
Мои исследования показали, что стадный инстинкт на нормальном (среднем) уровне показали всего 21,1% опрошенных учеников. (Приложение № 4). Эти люди в большинстве случаев идут за толпой (лидерами), но если это сильно противоречит их желаниям и принципам, то они могут проявить индивидуальность .
Это и есть будущие законопослушные и благополучные члены общества. Эти подростки в будущем станут средним классом и проживут спокойную и размеренную жизнь.
Нужно отметить, что зависимость от чужого мнения заметно ослабевает в старших классах: 40% в 8 классе и 16,7% в 10 классе. (Приложение № 5). Это можно объяснить разными этапами социализации: например, 8 класс- это этап индивидуализации , 9 класс, который находится в периоде переформирования - этап интеграции, а 10 класс – этап адаптации в новом коллективе. Именно в 9 классе у подростков появляется смелость, появляются качества, выделяющие его из толпы, так как наступает время показать себя. В этот момент у обследуемых мною подростков проявляются индивидуальные свойства личности.
В 9 классе больше всего людей готовых идти за коллективом, т.е. конформистов. Они находятся в сплоченном коллективе, внутри которого превалирует дружеская обстановка. Поэтому люди с сильным стадным инстинктом не видят смысла отгораживаться от остальных, или пытаться проявить себя. Они успешно интегрировались.
Но при этом 9 и 10 классы показывают одинаковые результаты проявления сильного стадного инстинкта в момент отбора.
Необходимо подчеркнуть, что в 10 классе больше всего людей со слабым стадным инстинктом. И это связано с тем, что в новом окружении каждый держится обособлено. У них еще трудно выявить лидеров и «стадо».
В целом социализация, проходящая в старших классах, очень важна. В этот период жизни человек решает много значимых вопросов, которые в дальнейшем определят его судьбу. Именно сейчас становится понятно, кто сумеет устроиться в жизни, а кто так и не займет свое место в социуме.
В итоге, опрос показал, что большинство подростков обладают стадным инстинктом на среднем уровне, а значит, успешно социализируются, найдут нормальную работу, заведут семью и станут благополучными членами общества.
А вот те, кто попал в процент людей с сильным стадным инстинктом (32,4 %) (Приложение № 5), находятся в «зоне риска». Они подвержены влиянию больше всего, причем, не только позитивному воздействию, но и негативному. Эти подростки уже сейчас идут за коллективом, абсолютно не думая о себе, своей безопасности, своих интересах. При этом они могут быть активными, постоянно находящимися в курсе событий, модными, но лишь в угоду кому-то. Эти люди - отличные потребители, на них производители и делают большую часть своей прибыли. Причем потребляют они не то что им нужно, а то, что преподносится как товар, помогающий поддержать свой социальный статус.
Но и первая, и вторая группа людей будут делать так, как делают все, то, что делают все, чтобы если не поднять, то хотя бы удержать свой социальный статус. Ведь современный подросток крайне зависим от общественного мнения.
Следует отметить, что современная психология предлагает много способов борьбы со стадным инстинктом * . Каждый человек может корректировать его, овладевая определёнными знаниями:
Необходимо сохранять спокойствие и душевное равновесие в любой жизненной ситуации. Если мы возбуждены или эмоционально перевозбуждены - мы мишень для манипуляторов. Спокойствие – главное оружие против них;
Эмотивные (сенситивные) и экзальтированные характеры обладают высоким уровнем стадного инстинкта. Необходимо четко осознавать сильные и слабые стороны своей личности и работать над ними;
Импульсивность – двигатель стадного инстинкта. Это качество личности появляется ещё до того, как человек успел обдумать свои действия и о котором он очень сожалеет в дальнейшем. Ставьте «ограничители» на такие поступки;
Постоянный анализ своего поведения позволит включить разумный (интеллектуальный) уровень своего поведения, даст свободу выбора, и, следовательно, позволит сознательно управлять течением своей жизни;
Не обязательно быть бунтарём и идти против толпы. Но как важно дать понять людям, что у вас чёткая жизненная позиция и личные предпочтения;
Надо любить себя, уважать себя, достойно, а может быть и как порцию лекарства, воспринимать критику со стороны окружающих. Помните: «Мёртвую собаку не бьют». Если вас критикуют, значит, вы значимы;
Работайте постоянно над вашей самооценкой, её адекватностью;
Занимайтесь интересными делами;
Включайте юмор! Именно это качество делает человека интересным и «душой компании»;
Общайтесь с разными людьми, уважайте их и их мнение, даже если совершенно с ним не согласны;
Свои интересы, интересы своей семьи ставьте превыше всего, не превращая это в эгоцентризм.
Такое поведение не позволит стадному инстинкту возобладать над вами, управляя вашим поведением.
Не предъявляйте слишком высоких требований к подростку ни дома, ни в школе;
Уделяйте каждому достаточно внимания;
Всегда владейте информацией об окружении вашего ребёнка;
Не требуйте от него быть первым во всём, это часто приводит к нервным срывам;
Уважайте личность своего ребёнка или ученика, собственным примером научите его этому;
Научите подростка регулировать своё поведение, исключать агрессию в общении, так как именно она осложнит всю его дальнейшую жизнь конфликтами.
Всё это позволит ребёнку в подростковом периоде сформировать правильные поведенческие реакции и не позволит перейти в крайние варианты нормы.
Это поможет ему в процессе социализации делать правильный выбор, формируя собственную «Я - концепцию».
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По сути, на ещё формирующуюся и неокрепшую психику подростков оказывается огромное моральное давление социума. Как следствие их сознание, мысли и поступки на 90% определены мыслями и поступками других людей, и они предпочитают быть как все, идти за всеми, а не иметь своей чёткой жизненной позиции и не отстаивать свои интересы.
- Вывод
В ходе своей работы я выяснила, что стадный инстинкт непрерывно сопровождает подростков на данном отрезке их жизненного пути. Мы руководствуемся им в своих поступках и желаниях, действиях и мыслях.
Но, познавая этот удивительный мир, получая разнообразные знания, анализируя буквально лавинообразный поток информации о человеке в разные возрастные периоды его жизни, проблемы, возникающие, в том числе, и в подростковом периоде, мы приходим к выводу, что нерешаемых проблем нет, особенно, когда рядом семья, опытные школьные наставники. ВЫБОР ЕСТЬ ВСЕГДА!
Сейчас мы пока боимся делать его, но мы уже готовы выбирать, учитывая все нюансы, обозначенные в данной работе!
Ведь скоро мы станем полноценными членами социума. Мы уже понимаем, что будем выбирать не просто вещи или продукты, мы будем выбирать своё будущее и будущее нашей страны!
Перефразируя известный политический слоган, я хочу закончить мою работу, обращаясь к ученикам подросткового возраста, словами: «Выбирай правильно, а то проиграешь!»
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Стадное чувство – www.pulsar.net .
- Н.Ферстнер. Стадное чувство. www.paeoffice.ru .
- Дмитрий Галамога. Что такое стадное чувство. – www.TopAuthor.ru .
- Джордж Акерлоф и Роберт Шиллер. «Стадное чувство» или закон 5 процентов.
- Дмитрий Жилин. «Синдром толпы или стадное чувство». www.Татьяна Корчма.рф.
- Катастрофа в Конго в Бандунду. www. Ru.wikipedia.org.
Приложение 1
Рис.1 Карточки для проведения эксперимента по определению чувства стадности у подростков
Приложение 2
«Насколько силен в вас стадный инстинкт»
А) да Б) нет
2. Все бегут, побежите ли вы?
А) да
Б) нет, я буду стоять на своем месте
В) попробую узнать, что происходит
3. Вы купили новый, дорогой, модный телефон. Почему?
А) потому, что у многих такой телефон и он крутой
Б) в нем много функций
В) старый сломался
4. Вы перестанете носить одежду, если несколько ваших знакомых посмеются над
Ней?
В) я буду носить эту вещь реже
5. Нормально ли вы чувствуете себя в толпе?
А) да, так комфортнее
Б) нет, мне комфортнее одному
В) мне нейтрально
6. Если вас упрекают за что-то, что вы собираетесь сделать, измените ли вы свое
Поведение или нарочно будете его продолжать?
А) не изменю
Б) зависит от того, в какой форме об этом сказано
В) если упрек справедлив, то я изменю
7. Считаете ли вы проявлением глупости продолжать настаивать на своем, когда
Все вокруг утверждают нечто другое?
А) да Б) нет
8. Правильно говорят, что сама жизнь требует подчиниться тем, кому надо?
А) нет, я не буду никому подчиняться
Б) правильно, мы должны подчиниться более умным, и опытным
Людям. Так будет лучше для меня самого
9. Я согласен с тем, что другие люди имеют большое влияние на мои мысли и
Поступки
А) да, эти люди помогают мне принять решение
Б) нет, я сам думаю и знаю, что мне делать
В) я не знаю
Приложение 3
Вопросы | 8 кл | 9а кл | 9б кл | 10 кл |
У вас самостоятельная работа. Вы учили тему, но у ваших друзей есть верные ответы. Воспользуетесь ли вы ответами? да | ||||
нет | ||||
Все бегут, побежите ли вы? | ||||
да | ||||
нет, я буду стоять на своем месте | ||||
попробую узнать, что происходит | ||||
Вы купили новый, дорогой, модный телефон. Почему? | ||||
потому, что у многих такой телефон и он крутой | ||||
в нем много функций | ||||
старый сломался | ||||
нет, меня не интересует мнение других | ||||
да, я не хочу, чтобы надо мной смеялись | ||||
я буду носить эту вещь реже | ||||
Вы перестанете носить одежду, если несколько ваших знакомых посмеется над ней? | ||||
нет, меня не интересует мнение других | ||||
да, я не хочу, чтобы надо мной смеялись | ||||
я буду носить эту вещь реже | ||||
Если вас упрекают за что-то, что вы собираетесь сделать: измените свое поведение или нарочно будете его продолжать? | ||||
не изменю | ||||
зависит от того, в какой форме об этом сказано | ||||
если упрек справедлив, то я изменю | ||||
Считаете ли вы проявлением глупости продолжать настаивать на своем, когда все вокруг утверждают нечто другое? | ||||
да | ||||
нет | ||||
Правильно говорят, что сама жизнь требует подчиниться тем, кому надо? | ||||
нет, я не буду никому подчиняться | ||||
правильно, мы должны подчиниться более умным и опытным людям. Так будет лучше для меня самого | ||||
Я согласен с тем, что другие люди имеют большое влияние на мои мысли и поступки | ||||
да, эти люди помогают мне принять решение | ||||
нет, я сам думаю и знаю, что мне делать | 26,7% |
|||
нормальный | 33,3% |
|||
сильный | ||||
всего | 100% |
|||
9а класс |
||||
слабый | 30,4% |
|||
нормальный | 21,8% |
|||
сильный | 47,8% |
|||
всего | 100% |
|||
9б класс |
||||
слабый | 62,0% |
|||
нормальный | 19,0% |
|||
сильный | 19,0% |
|||
всего | 100% |
|||
10 класс |
||||
слабый | ||||
нормальный | 8,3% |
|||
сильный | 16,7% |
|||
всего | 100% |
|||
Общий результат |
||||
слабый | 46,5% |
|||
нормальный | 21,1% |
|||
сильный | 32,4% |
|||
всего | 100% |
Таблица 2. Процентное соотношение по уровню стадного
Инстинкта среди учащихся 8-10-х классов
Приложение 5
Диаграмма 1 Сравнение распределения по уровню стадного
Инстинкта среди учащихся по классам
Диаграмма 2 Распределение учеников 8-10-х классов по уровню
Инстинкта в процентном соотношении
Будь в строю, не высовывайся. Делай, что другие делают. Иди туда, куда все идут. Говори то, что хотят слышать. И главное – не думай, ибо за тебя уже все давно придумали. Просто будь как все!
Вот такая простая «формула успеха» у большинства людей – быть в толпе, быть толпой, со всеми вытекающими последствиями: потеря индивидуальности, отсутствие собственных взглядов, подверженность чужому влиянию, желание быть ведомым, страх проявить себя! Одним словом – тоска! Поговорим о стадном инстинкте .
Почему стадный инстинкт — это плохо?
Стадный инстинкт, наряду с другими инстинктами (самосохранения и продолжения рода), заложен человеку природой. А что положено природой, оспаривать трудно, нецелесообразно и просто глупо. Но есть одно «но»! Если инстинкты самосохранения и размножения помогают человечеству худо-бедно сохранять жизнь и отлично плодиться на планете, то в случае со стадным инстинктом вырисовывается неоднозначная картина. С одной стороны, мы все живет по общепринятым правилам, благодаря которым имеем представление о морали и нравственности. В этом случае социальные нормы не дают миру скатиться в хаос и анархию. Но есть и обратная сторона медали…
Давайте рассмотрим на простом примере. Перед нами среднестатистический молодой человек. Приятный, добрый, неглупый, дружелюбный. Заботливый отец и любящий муж. Добавим, для полноты его положительного облика, принадлежность к какой-нибудь гуманной профессии. Скажем, он работает фельдшером на скорой помощи – спасает человеческие жизни. В общем, целиком положительный персонаж, который не способен причинить вреда. Есть у нашего героя одна страсть – футбол! И вот, сидя на матче, он становится свидетелем позорного проигрыша любимой команды, к восторгу и удовольствию болельщиков команды-победителя. Казалось бы, ничего страшного – игра есть игра. Но тут встают наиболее «униженные и оскорбленные» проигрышем родной команды и затевают драку с фанатами выигравшего клуба. В голове нашего героя что-то «щелкает», и он, движимый непонятными ему мотивами, включается в потасовку. Развязка известна – приезжает ОМОН и, обработав драчунов дубинками и прикладами автоматов, пакует их в автозаки. Наш герой, лежа на холодном полу спецмашины и обретя способность трезво мыслить, задает себе один вопрос: а зачем?! Зачем он ввязался в эту драку?! Ведь агрессия ему не свойственна ни в каком виде, он не калечит людей, он их, наоборот, спасает! Ответ простой: он отключил критическое мышление – способность анализировать ситуацию и формулировать возможные последствия. Стадный инстинкт напрочь затмил здравый смысл. Все ввязались в драку и, значит, он должен! Да и пацаны бы не поняли, если бы он ушел! Он не был собой в тот момент – он был как все…
Вы понимаете, насколько опасно и деструктивно «выключать» мозг и следовать за большинством? Опасно – для жизни и здоровья, и деструктивно – для личности человека. И это был еще самый «безобидный» пример. А сколько кровопролитных войн, вооруженных конфликтов, терактов и прочих трагедий произошло только из-за того, что людьми движет стадное мышление? Манипуляторы (их еще называют пастухами), пряча свои истинные корыстные мотивы за красивыми призывными речами о равенстве, патриотизме и своем боге, «заводят» толпу, и она, в своей слепой вере в высокую идею, идет грабить, убивать, насиловать!
Всегда были люди, которые шли против правил и имели собственное мнение. В обществе уже заготовлены для таких клейма и ярлыки: «белые» вороны, диссиденты, инакомыслящие, еретики, бунтари, выскочки и смутьяны. Наклеив ярлык, социум принимает меры по установлению «справедливости»: от молчаливого порицания до коллективного гонения, именуемого мерзким словом – травля! Цель: загнобить того, кто мыслит по-другому, опустить, задвинуть, дать понять, что ничуть не лучше. И в подавляющем большинстве случаев несогласные либо ломаются, становясь частью толпы, либо замыкаются и отдаляются, ибо неблагодарное это дело – воевать с «ветряными мельницами» общественного мнения.
Неужели все, что говорят несогласные до такой степени неправильно и вредно, что общество это не приемлет? Да не в этом дело!!! Приверженцу толпы не нравится сам факт того, что кто-то имеет свое мнение, он подсознательно чувствуют силу в таком человеке на фоне своей интеллектуальной немощи и «зашоренного» взгляда, а стало быть – видит для себя угрозу. Или, наоборот, может быть даже очень умным и негласно признать правоту, полезность и актуальность чужих идей, но он никогда не признает это прилюдно, потому что это чревато санкциями в его адрес со стороны большинства – сам окажется по ту сторону баррикад. Вот такой простой механизм. Добавьте сюда подверженность чужому мнению и привычку подчиняться «пастухам», которые, не отличаясь особой порядочностью, между тем могут обладать сильными лидерскими качествами и умением убеждать.
Основная причина, почему люди тяготеют к толпе – это ощущение безопасности, потому что в коллективе легче выжить. Мы имеем ввиду глобальные негативные проявления жизни: войны, катаклизмы, эпидемии т.д. В этом случае стадность – основа инстинкта самосохранения. Это факт.
А вот с проявлениями стадности, когда вопрос о выживании не стоит, уже можно и нужно поспорить. Кто заставляет вас вместе со всеми гнобить новичка, в чем ваше оправдание? Боитесь, оторваться от коллектива, прослыть «белой» вороной и оказаться на его месте? Вам не этого нужно бояться. Бойтесь отсутствия индивидуальности – той самой черты, которая делает человека непохожим на других и формирует его как личность.
Или взять все эти тотальные распродажи и «черные пятницы». Когда ревущая толпа, теряя человеческий облик, штурмует магазины, топча упавших, в надежде завладеть телевизором, пятью телефонами и килограммом батареек. И все это под призывные возгласы о скидках менеджеров (читай – пастухов). Движимые стадным инстинктом и любовью к халяве, люди окончательно теряют чувство собственного достоинства.
И таких примеры стадности можно приводить бесконечно, но мы не будем этого делать, также, как и не будем делать выводы – их вы сделаете сами.
Нравится