Естественно, что мы сразу спросили про самые распространенные комплексы у современных людей, но Александр Николаевич предпочитает не употреблять этого слова. Эти термины ничего людям не объясняют, а только пугают и заставляют мыслить шаблонами, считает специалист. По его мнению, весь спектр человеческих переживаний и, как следствие, поступков держится на трех базовых чувствах: покоя, тревоги и ужаса.
Александр Филиппов
- Почему именно чувства покоя, тревоги и ужаса вы считаете ключевыми в жизни человека?
– Они первые, с чем приходится сталкиваться в жизни. В утробе матери человек испытывает безграничное чувство покоя. Когда начинаются схватки, появляется тревога, ну а в момент появления на свет младенец испытывает ужас: из привычной среды он внезапно выброшен в неизведанный мир. Затем вновь наступает чувство покоя. Ребенок оказывается рядом с матерью, которая готова обеспечить ему максимальный комфорт. Теперь эта волна из троицы «покой – тревога – ужас» будет сопровождать человека всю жизнь. Новая тревога начнет нарастать у человека где-то к 1 году. И связано это будет с тем, что взрослые вдруг начнут требовать от него соблюдения некоторых гигиенических правил: например, в его жизни появится горшок. Малыш привык, что раньше его хвалили, а когда он справлял нужду, а теперь недовольны и заставляют ходить на горшок. Потом появится чувство ужаса, а когда этап освоения горшка закончится – опять наступит покой.
Эта троица из чувств обеспечит человеку дальнейшее развитие, ведь интеллект рождается именно на чувстве тревоги, когда личность пытается принимать решения, объясняя себе суть происходящего вокруг.
Чувства тревоги, ужаса и при успешном стечении обстоятельств покоя будут преследовать нас при поступлении в школу, в институт или армию, при смене работы.
В школе нас учат, что «горе от ума», а на самом деле, ум появляется от горя, то есть от этого ужаса. Ведь р азум – это прекрасный корабль, который качается на волнах ужаса и покоя. Эти волны определяют его грузоподъемность и выживаемость. При этом мы все стремимся к чувству покоя, поэтому не любим ничего нового.– Ну а где тогда происходит сбой, почему у человека появляется дискомфорт, комплексы?
– Есть еще один очень важный в жизни человека отрезок – это период с 3 до 7 лет. К 7 годам человек, не без активной помощи родителей, может подойти с отрицательной схемой поведения. Произойдет это в том случае, если с 3 до 7 лет его беспрестанно одергивают, не умеют адекватно справится с его «хочу!». У личности развивается на долгие годы чувство вины, бессилия, страха. Именно в этом возрасте закладывается то, на какие оценки он будет учиться в школе, как его будут воспринимать во взрослой жизни окружающие. Когда ему тем или иным способом с 3 до 7 лет родители вдалбливали, что он плохой, человек может всеми силами начать доказывать, что он хороший – вот вам и синдром отличника. Или начнет реагировать на выпады родителей так: «Я плохой, ну и ладно!».
Этот возраст важен еще и тем, что в нем формируется сексуальная составляющая личности. Ребенок отождествляет себя с мамой или папой, внимательно следит за тем, как ведут себя родители друг с другом. Именно на этом этапе люди могут получить нетрадиционную сексуальную ориентацию. У девочек начнет складываться стереотип «все мужики козлы», у мальчиков – «все бабы дуры». Недоверие к противоположному полу спровоцирует проблемы с собственной семейной жизнью в будущем.
– Родителей не выбирают, поэтому то, что они в нас заложат, предотвратить мы не можем. Как изменить стереотипы собственного поведения во взрослой жизни?
– Если хочешь поменять что-то в жизни, начинай менять свои чувства. Если вы всю жизнь жалуетесь, что государство плохое, обратите внимание, с каким чувством вы живете. Это чувство вины, то есть вы всех обвиняете. Оно неприятно, раздражает. Решите главный вопрос: нравится вам это чувство или нет. Если вам противно жить с ним, посмотрите вокруг. Вы увидите людей, которые ни на кого не жалуются и часто улыбаются. Начинайте их копировать, даже чисто внешне. Нужно надеть на лицо улыбку, сначала будет непривычно. А когда привыкните, вы себя не узнаете.
Если озабочены отношениями с мужем, найдите женщину, семью, которая нравится, и копируйте их.
Но эта схема действует только при одном условии: вам действительно не нравится жить так, как вы живете сейчас. Если это не так, человек найдет тысячу оправданий, чтобы ничего не менять. И в этом беда многих людей.
– Как вести себя родителям ребенка от 0 до 7 лет, чтобы не взрастить в них кучу комплексов?
– Сделайте так, чтобы ребенок копировал ваше поведение, если считаете, что оно в общем и целом приносит удовлетворение в жизни, помогает двигаться вперед. Либо найдите тех людей, чье поведение, на ваш взгляд, достойно копирования. К сожалению, из российской педагогики исключена функция копирования, а она очень важна. В природе медведица целый год носит своему детенышу рыбу, но в один прекрасный момент она съедает ее у него на глазах целиком и снова идет ловить. Она словно говорит: «Если хочешь есть, начинай делать, как я». Это величайший момент изменения судьбы своего ребенка.
Копирование - один из фундаментов, на котором построена природа. Из российской педагогигки функция копирования исключенаЧем больше в обществе людей, которые умеют одно и то же, тем государство сильнее. А если человек может что-то делать, как все и даже лучше, он от этого счастлив, чувствует себя на своем месте.
– Но как будет двигаться вперед общество, где развито только копирование? Коперник посмел сказать, что не Солнце вращается вокруг Земли. В итоге мы имеем развитую науку.
– Если ты хочешь пойти против закона природы, высовываешься из толпы, придется испытать серьезный прессинг – никто не любит перемен, они нарушают чувство покоя. Но если за тобой в итоге захотят пойти, ты испытаешь настоящее человеческое счастье.
Когда-то Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что все мы родом из детства. Именно в самом нежном возрасте закладываются многие установки, а также жизненные сценарии, некоторые особенности поведения и, конечно же, комплексы, которые способны влиять на дальнейшую судьбу. Что же такое комплексы? Откуда они берутся? Что влияет на их формирование?
Комплексы – это искаженное восприятие себя, своих личностных качеств или физических особенностей Чаще всего комплексы формируются в детском возрасте, когда ребенок очень уязвим и не имеет необходимого жизненного опыта, сформированного критического мышления и способности противостоять намеренной или непроизвольной критике взрослого, который является авторитетом для ребенка.
Комплексы делятся на:
-
физические – относящиеся к нашему телу, его физическим особенностям: росту и весу, форме носа и ушей и другим внешним данным;
ментальные – относящиеся к психологическому состоянию: комплекс жертвы, вины, неполноценности и подобные им.
Причины появления комплексов
Комплексы мы получаем от тех, кто нас воспитывает: родителей, дедушек и бабушек, воспитателей и т. д. Взрослые, конечно же, «из самых лучших побуждений», начинают критиковать ребенка, сравнивать его со сверстниками и прилюдно наказывать, порицать и стыдить и, сами того не зная, внушать детям неуверенность в себе и стыд за свое несовершенство. Но все хорошо знают пословицу про благие намерения. Все произносимые взрослыми фразы, интонации, само отношение к ребенку срабатывают в дальнейшем как установочная программа.
Ребенок до 6-7 лет воспринимает значимых для него взрослых как божеств. Поэтому каждое слово, даже сказанное случайно, в момент раздражения, воспринимается как истина. Например, фразы «У тебя ничего не получится…», «Ты плохой…», «Как всегда, ничего не умеешь…» способны сформировать комплекс неполноценности, как и сравнение своего ребенка с другими детьми: «Вот у соседки дочка отличница, а ты….».
Родители подобными фразами хотят мотивировать ребенка лучше учиться, хорошо себя вести или слушаться взрослых. На самом деле такое их поведение формирует у ребенка чувство ущербности, а также неспособность справляться с минимальными трудностями и чувство вины из-за того, что он не такой хороший, как остальные дети.
Демонстративная жертвенность родителей, особенно матерей («Я пожертвовала ради тебя здоровьем…» или, например, «Мне было плохо, когда ты получил двойку, но я все равно приготовила ужин для тебя…»), формирует комплекс вины.
Конечно же, не существует людей, которые полностью лишены комплексов. На это влияют не только родственники, но и окружающий ребенка социум, личный опыт и многие другие факторы.
Как бороться с детскими комплексами
Обязательно интересуйтесь делами своих детей, показывайте, насколько они значимы для вас, спрашивайте их мнение даже в решении «взрослых» вопросов. Например, при обустройстве комнаты можно поинтересоваться у ребенка, как лучше расставить мебель или куда повесить картину, можно обсудить меню на выходные. Приглашайте ребенка на семейные советы, особенно если он собирается для решения вопросов, связанных с сыном или дочкой.
Не запрещайте детям выражать свои эмоции. Ваша дочь или сын должны радоваться, переживать и сердиться, грустить, капризничать и бояться – это нормально, пусть даже иногда и выглядит излишне бурно.
Не давайте оценку личности. Можно оценить какой-либо поступок, но при этом важно, чтобы ребенок сам определил, насколько правильно он повел себя. Так он научится делать выводы, анализировать свои слова и поступки.
Не навязывайте эталоны поведения и . Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми или эталонным образцом. Например, фраза «девочка должна быть аккуратной и опрятной…» – ваша дочка должна понимать, что быть аккуратной нужно именно ей, а не какой-то мифической девочке, с которой она начнет себя сравнивать. Не стоит делать замечания, употребляя хорошо знакомую фразу: «ты же мальчик» или «ты же девочка».
Предоставляйте ребенку свободу выбора. Это формирует способность самостоятельно принимать решения, понимать последствия своего выбора, делает ребенка более решительным.
Учите принимать неудачи и поражения. Это неизбежный опыт, который очень важен для формирования полноценной личности. Ребенку важно сделать правильный вывод из сложившейся ситуации, чтобы в дальнейшем ее исправить.
Не завышайте «планку» : не нужно ругать ребенка за четверку в дневнике или почетное третье место в соревнованиях.
Не проявляйте излишнюю строгость. Помните, что самыми закомплексованными становятся дети, родители которых слишком властные и строгие, непосредственность и любопытство.
Объясните, что менять себя под всех и каждого – это бессмысленно: сколько людей – столько и мнений.Любите ребенка таким, каким создала его природа, ведь любовь – самый действенный способ избавления от комплексов.
Светлана Совела
Комплекс неполноценности есть у каждого. Вопрос в том, что с ним делать. Как правило, мужчины небольшого роста честолюбивы - они хотят быть заметными. Девочку в школе дразнили за высокий рост и худобу - теперь она зарабатывает деньги своей внешностью, доказав всем, и себе в первую очередь, что красива. Застенчивый до обморока мальчик становится известным журналистом, особо прославившись умением общаться с самыми капризными знаменитостями.
Слабый, но умный
По теории Альфреда Адлера, основоположника индивидуальной психологии, комплекс неполноценности является движущей силой развития личности. Мы все стараемся либо развить ту черту, которой нам не хватает, либо компенсировать недостаток другими способностями. Самый типичный пример - физически слабый ребенок упорными тренировками добивается больших успехов в спорте. Но ничуть не хуже компенсировать физические недостатки острым интеллектом: пусть слабый, зато умный.
Существует и порочный путь, так называемая псевдокомпенсация - шантаж окружающих своими болезнями, чтобы вызывать сочувствие и получить поблажки. Точно так же взрослый, спасаясь от внутренних страхов, или занимается социальной работой, опекая бедных и больных, или входит в криминальную группировку, заставляя кого-то бояться еще больше, чем он сам. То есть на способ компенсации влияет обстановка, в которой воспитывается человек, а самое главное - семья.
Идеальный папа - тоже плохо
Мы рождаемся совершенно беспомощными и сразу попадаем в мир взрослых, которые кажутся нам всемогущими. Ну как не закомплексовать рядом с папой, который умеет забивать гвозди и свободно говорит по-английски! Поэтому пятилетний сын сначала бурно радуется, когда папа попадает молотком себе по пальцу, а уж потом жалеет. Он совсем не жестокое чудовище, просто ему приятно убедиться, что и папа далек от совершенства.
Из этих же соображений мальчик прячет от всезнающего папы английский словарь с картинками из диснеевских мультфильмов - хватит с этого папы, он и так много знает. Ребенку вовсе не нужны идеальные родители. Рядом с умным, умелым, но несовершенным папой и ему, маленькому, находится место. Мудрый отец всегда найдет то дело, которое у сына получается лучше, чем у него, будь это изображение солнышка с зубами - «какое нестандартное видение мира!» - или забитый в «папины» ворота гол.
Иногда приходится наблюдать картинку: мама или папа на пляже увлеченно строят песчаные крепости вместе с ребенком четырех-пяти лет. Созерцая эту красоту, малыш мрачнеет на глазах, потом тихонечко пинает шедевр ногой, потом разрушает с пронзительным ревом под возмущенные крики родителя: «Как тебе не стыдно, сломал такую замечательную крепость!» Потому и сломал, что замечательная и ему ни за что такую не построить.
Очень трудно перенести, когда рядом у кого-то все получается лучше, чем у тебя. Но родители хотя бы дают шанс, точнее показывают перспективу: «Вот вырастешь и тоже всему научишься». А как быть, если рядом старший брат или сестра, более сильные и умелые? Характер ребенка в большой степени зависит от того, каким по счету он родился.
Дорогой, любимый, единственный
Единственный ребенок легко признает авторитет родителей, старается соответствовать их требованиям и честолюбивым мечтам. Ему достается вся любовь и внимание, он никогда не переживает, в отличие от старшего в большой семье, драму «падения с пьедестала». Ему неведомы болезненная ревность к младшим и внутрисемейная конкуренция - он заведомо самый лучший. Вырастая, он так же легко подчиняется законам общества, как и родительским требованиям, и наделен большими амбициями - еще бы, единственная надежда семьи. Он, как правило, лучше обеспечен, чем ребенок из многодетной семьи. Он уверен в себе, настроен на успех, а мир воспринимает вполне доброжелательно.
Плохо ситуация складывается тогда, когда все взрослые в семье конкурируют в борьбе за внимание единственного ребенка, отказываясь от своих собственных интересов и все подчиняя только его потребностям - так можно вырастить эгоиста, манипулирующего людьми в личных интересах.
Первый во всем
По честолюбию и амбициозности старший ребенок в семье практически не уступает единственному. Американцы давно заметили, что подавляющее большинство президентов - или единственные, или старшие сыновья. Но если единственный ребенок действует под девизом: «Если не я, то кто же?..», жизненное кредо старшего скорее: «Я вам всем докажу!..»
Он болезненно воспринимает рождение младшего. Двухлетний малыш сосредоточенно выталкивает из коляски годовалую сестренку, посмевшую занять его место. Пятилетний - накрывает подушкой, чтобы «не кричала так громко». Чем больше рождается младших, тем дальше он отодвигается от родителей. Многие мамы так и говорят: «Как только у нее родился братик, мы начали считать ее взрослой». А «взрослой» - всего четыре годика.
Старший стремится сохранить главенствующее положение любой ценой. Он прекрасно учится, берет на себя решение взрослых проблем, например зарабатывает деньги для семьи. А если ему не удается сохранить первенство, кидается в другую крайность - бросает школу и учебу, отравляет жизнь родителям скверным поведением и хамством.
Ни рыба ни мясо
Средний в семье - фигура незаметная. Ему все дается труднее из-за присутствия умного и сильного старшего и обожаемого младшего. Мало того, что родители командуют, так еще и старший туда же. «А ведь он такой же, как и я», - думает средний, и вся его жизнь - сплошной протест против диктатуры старшего брата, против мамы, которая «всех любит больше его», и папы, который все умеет лучше.
Если старший - надежда семьи, а младший - любимец, то средний - «неизвестно кто», скрывающийся в чужой тени. Поэтому кроме бунтарского поведения он может отличаться и незаурядными дипломатическими способностями. Ведь ему приходится постоянно лавировать среди чужих интересов.
Самый маленький
У младшего всегда особое место в семье. Шансов вырасти избалованным эгоистом у него намного больше, чем у единственного ребенка. Надежды семьи обычно возлагаются на старшего, а младшего просто любят. Он все получает не потому, что он лучший, а потому, что младший. «Дай ему игрушку, он маленький и плачет», - постоянно слышится от родителей. Поэтому он быстро усваивает, что надо притвориться несчастным, поныть - и все получишь, от карманных денег до машины.
У младшего легко вырабатывается особый стиль жизни: можно абсолютно ничего не делать. Одного поцеловать, другому пожаловаться и жить припеваючи. Из младшего без труда формируется домашний тиран со вспышками агрессии и умением манипулировать чем и кем угодно: «Мама, у меня болит голова, я не могу делать уроки». Или сестре: «Дай два лата на кино. А чего это ты вчера в час ночи пришла? Конечно, я никому не скажу».
Единственного ребенка от «псевдокомпенсации» спасает семейный груз надежд: он, как ни крутись, обязан постоянно доказывать родителям, что заслужил их любовь, вот и приходится то ли учиться, то ли спортом заниматься, то ли папе помогать. Трагичное положение младшего складывается, если он «случайный» ребенок. От родителей слышишь: «Не хотели, но так вышло, аборт было поздно делать». Уже есть старшие - любимые, и рассчитывать, что со временем к нему проникнутся особо теплыми чувствами, нельзя. Скорее всего будут просто терпеть, предоставляя возможность чувствовать себя бесконечно одиноким среди множества близких людей.
Бледная копия
Несовершенство ребенка - залог самой возможности развития. Но на этом пути не должны стеной стоять «безупречные» родители. Наверное, каждый из нас знает семью, где есть известный, признанный в обществе отец - доктор или ученый, - а рядом с ним бледная тень в виде сына, беспомощного, ни на что не способного, навсегда подавленного совершенством папы. Из этих же соображений не рекомендуется называть ребенка именем отца или матери, чтобы «не втягивать» в бессмысленное соревнование.
Слова «комплекс» и «стресс» прочно закрепились в нашем лексиконе. Но свойство любого человека бояться чего-то, обижаться, стесняться, переживать по какому-то поводу. Это было всегда и люби просто принимали эти ощущения и эмоции, переживали их, преодолевали. А потом их собрали в единый ряд и назвали емким термином - комплексы.
Поэтому, конечно же, эти комплексы, в той или иной степени есть у всех людей без исключения. Но что примечательно, женщины все же более им подвержены, чем сильная половина человечества. По крайней мере, так утверждают психологи. Мужчины проще смотрят на вещи, меньше переживают по поводу своей внешности, по поводу отношения к ним женщин. В отличие т них слабый пол начинает переживать по всякому поводу.
Но откуда берутся комплексы, борьба с комплексами нужна или пусть все остается как есть? А если все же нужно от них избавиться, то как? Давайте вместе найдем ответы на эти вопросы:
Чем они опасны?
На свете нет людей, которые были бы абсолютно собою довольны. И это даже очень хорошо в первую очередь для нас самих. Ведь если бы каждый из нас считал себя совершенством, мы никогда ничего не смогли бы добиться в жизни. Но иногда недовольство пересекает ту границу, когда оно не приносит вреда. И в этот момент оно может стать настоящим психологическим комплексом, который мешает нормально жить и добиваться успехов.
Под воздействием комплексов человек начинает рассматривать свой недостаток через «увеличительное стекло». Переживает по этому поводу, но не может трезво оценить, что с ним происходит. Он вредит сам себе, идя на поводу у своего мироощущения теряет множество шансов, которые дает ему жизнь.
Откуда берутся комплексы?
Они прививаются с детства нашими родителями, близкими родственниками и теми людьми, которые на тот момент считаются для нас авторитетами, чье мнение ценно для нас. Не желая того, они награждают нас не только комплексами, но и страхами, а иногда и фобиями, которые остаются с нами, переходят во взрослую жизнь.
Например, если мама, конечно, желая дочери только самого лучшего, много раз повторяет, что дочка ее конечно хорошенькая, но вряд ли вырастет красавицей, у ребенка может постепенно сформироваться комплекс неполноценности по поводу своей внешности.
Поэтому обзавестись комплексами легко, а вот избавиться от них очень трудно. Сказанные когда-то обидные слова, приживаются, остаются, превращаются в комплекс, который постепенно становится частью личности и уже не воспринимается как ограничитель нашей личности.
Самый негативный из всех - комплекс неполноценности. На него цепляются все остальные. И это понятно. Если человек уверен в себе, своих силах, ему труднее поддаваться другим внутренним ограничителям. Но таких, уверенных в себе людей совсем немного.
Как с ними бороться?
Проблема состоит в том, что человек может не осознавать их наличие у себя. Ему может казаться, что это просто проявление его личности, черты характера. Поэтому он часто ищет и находит оправдание своим поступкам. При этом он винит в случившемся внешние обстоятельства, дескать, я тут не при чем, так уж сложилась жизнь, не понимая, что виной всему его личные внутренние ограничители - комплексы.
Но если он начнет понимать это, осознает в чем причина негативных обстоятельств, которых можно было избежать - он сделает первый шаг к преодолению своих комплексов. Ведь часто именно они мешают жить и добиваться поставленной цели.
Поэтому психологи советуют:
Если комплекс еще не перерос в фобию и не стал клиническим случаем, его нужно осознать. Просто согласиться с тем, что он есть.
Когда вы осознали, что у вас есть этот внутренний ограничитель, который сдерживает вас, мешает добиваться задуманного и продвигаться вперед, примите его. Просто скажите себе - да, у меня есть этот комплекс, и он уже стал чертой моего характера, воспринимается мною и окружающими, как часть моей личности. Как только вы осознаете, примите его, ощутите свой ограничитель частью себя, его воздействие на вас значительно уменьшится. Так уж устроена человеческая психика.
И вот теперь наступает время для его преобразования. Он не исчезнет, но преобразуется в нормальное, присущее всем людям качества, но уже не будет мешать вам, наоборот, поможет ощутить себя настоящей сильной личностью. Комплекс неполноценности превратится в нормальную самокритичность. Если был комплекс превосходства - появится самоуважение. Ну а постоянное ощущение вины станет нормальным чувством сострадания.
Помните о том, что у всех нас есть свои внутренние ограничители. Но у многих хватает мужества их осознать, понять, что они сильно осложняют жизнь и помахать им рукой на прощанье. Для этого чаще говорите себе пусть банальную, но очень действенную фразу - «Не бери в голову!»
Для начала старайтесь меньше обращать внимание на то, что о вас говорят. Главное - что вы думаете о себе сами. Постепенно вообще избавьтесь от чувства зависимости от чужого мнения.
Задайте себе вопрос: Почему я переживаю, ну, например, по поводу своей внешности? Что со мной не так и для чего я хочу ее поменять, стать красивее? Может быть для того, чтобы нравиться окружающим? Но нужно ли это мне самому?
Психологи в этом случае говорят, что нужно научиться любить себя таким, какой вы есть. Ведь вы неповторимы и другого такого в мире нет. Как только вы поймете это, полюбите себя сами, комплексы тут же оставят вас.