На Рублево-Успенском шоссе пресс-секретаря Владимира Путина Дмитрия Пескова . Скандал получил название "Песковгейт", а за чрезмерное, по ее мнению, внимание ФБК к доходам мужа жена Пескова Татьяна Навка назвала Алексея Навального маньяком.
Не так давно Фонд борьбы с коррупцией провел расследование , посвященное дорогостоящим ювелирным украшениям, к которым питают слабость российские чиновники и особенно чиновницы. Въедливые сотрудники фонда выяснили , что спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предпочитает ювелирные украшения кампаний Graff , Mikimoto , de Grisogono и часы от Breget (стоимость этих изделий варьируется от 20 до 120 тысяч долларов).
Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова появляется на публике в часах от Girard-Perregaux за 13 тысяч долларов и от Maurice Lacroix за 10 тысяч долларов. Депутат Госдумы Ирина Яровая носит серьги и ожерелье от Chanel за 15 тысяч долларов и серьги за 5600 долларов. Заместитель мэра Москвы Анастасия Ракова появляется на официальных мероприятиях в сережках и ожерелье от компании Graff стоимостью 52 тысячи долларов, а депутат Алина Кабаева замечена в часах Breget за 168 тысяч долларов (журналисты пишут , что это часы из белого золота с алмазами и рубинами).
Борцов с коррупцией возмущает, что стоимость ювелирных украшений не соответствует задекларированным чиновницами доходам, да и принимать предметы роскоши в качестве подарков они не имеют права. Говорит сотрудник Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального Георгий Албуров :
– Фонд борьбы с коррупцией вообще обращает внимание на все проявления незаконного обогащения. Мы посмотрели внимательно фотографии всех этих чиновников и чиновниц, посмотрели на их декларации, и оказалось, что какая-нибудь московская чиновница с зарплатой пару миллионов рублей (ну, к примеру, Анастасия Ракова) может обвесить себя несколькими московскими квартирами и спокойно ходить так на официальные мероприятия мэрии. Никто не задает вопросов. Это, конечно, очень странная ситуация. Получается, что человек показывает нам свою декларацию и тут же на всех официальных мероприятиях навешивает на себя много миллионов рублей.
– Как вы проводили свое расследование?
Анастасия Ракова может обвесить себя несколькими московскими квартирами и спокойно ходить на официальные мероприятия
– Это была сложная работа. У нас в фонде нашлись девочки, которые в свободное от основной работы время сидели, листали глянцевые журналы и сверяли их с фотографиями. Они настолько продвинулись в визуальном определении бренда, что, мне кажется, у них на это выработалась суперспособность. И они это делают довольно эффективно – правильно определяют марку, модель, а посмотреть цену – дело техники, она есть на сайтах марок.
– И о чем говорят столь дорогостоящие пристрастия российских чиновниц?
– Это говорит о том, что эти чиновницы и чиновники (не будем забывать того же Пескова), у которого куча часов на миллионы долларов, эти люди совершенно не скрываются и вешают на себя брюлики на миллионы, притом что декларации их не позволяют так шиковать. И это, конечно, часть нашей борьбы за ратификацию Конвенции ООН против незаконного обогащения. И будет еще много наших расследований по этому поводу.
– А может быть, это подарки?
– Естественно, они могут сказать, и говорят, что им все это подарили, но существует еще Антикоррупционное законодательство, которое напрямую говорит, что госслужащему нельзя принимать в подарок настолько дорогие вещи, эти подарки должны быть определенным образом оформлены или возвращены или переданы в бюджет. Иначе это нарушение закона.
– А если бы на Западе такое произошло, в европейской какой-то стране, если бы чиновница появилась на публике в таких дорогих украшениях, что бы с ней сделала общественность?
– Во-первых, никакой чиновнице в Европе или в Америке и в голову не придет появляться на публике в колье за такие деньги. Потому что она понимает, что через пять минут она уже не будет работать на своем месте. В Европе, например, периодически такие скандалы случаются, когда какой-то министр принял в подарок часы за тысячу долларов или у него нашли часы за 10 тысяч долларов, купленные за свой счет (такие мелочи для наших чиновников). Там они часто являются причиной грандиозных многомесячных коррупционных скандалов и даже отставок.
– А почему российские чиновники даже не стесняются появляться на публике в таких украшениях?
Их за это никто никогда не гонял за 15 лет правления Путина
– Потому что их за это, во-первых, никто никогда не гонял, не было никаких таких расследований за 15 лет правления Путина, и они довольно расслабленно к этому относятся. Во-вторых, это способ показать свой статус. Я думаю, это не из области политики, а что-то из области психологии. Мне трудно отвечать на этот вопрос, но меня радует, что они все это носят открыто, потому что их довольно просто вычислить и довольно просто этим заниматься, – говорит Георгий Албуров.
Психолог Ольга Маховская полагает, что российские чиновницы не стесняются носить столь дорогие украшения не только из желания подчеркнуть свой высокий социальный статус:
– Я думаю, что это радость прорыва и желание сделать этот прорыв необратимым. Именно это заставляет их накапливать материальные блага и их демонстрировать. Это же демонстрация дистанции между простым человеком и человеком из политики. Чем больше дорогих вещей он может показать, чем большим он владеет, тем больше в его представлении гарантия, что он никогда не вернется туда, вниз, откуда мы все. Может быть, это у них такая детская радость обладания. Плюс ко всему прочему, это давление ближайшего окружения. Потому что если все себя так ведут, то очень трудно удержаться и быть скромным.
Я убеждена, что среди политиков есть люди, которые исповедуют аскезу, и у них существует правильная система ценностей. Просто они не очень видны на общем фоне и вынуждены находиться в маргинальном положении. Их реже приглашают на телевидение, на них не обращают внимания. Я бы сказала – сместился акцент содержания и деятельности на персонажи. С точки зрения социальной психологии это, конечно, регресс. Потому что мы о людях должны судить по их делам, особенно по людям государственного масштаба, а не по тому, во что они одеты как куклы, – считает Ольга Маховская.
Культуролог, историк моды Ксения Гусарова напоминает, что умение носить ювелирные украшения – это целое искусство, этикет , который сложился еще в 19-м веке и до сих пор остается актуальным:
– Что касается ювелирных украшений, то еще в XIX веке высказывались достаточно жесткие требования, связанные, в частности, с тем, что считалось неприемлемым носить дорогие украшения с утра. Например, украшения с алмазами, с изумрудами приемлемы только днем и вечером, в первую очередь на торжественных приемах. Там вводились тонкие градации. Полный набор украшений был приемлем только на приемах и балах при дворе. Все это было связано с социальными амбициями. Таким образом, аристократия, которая в это время имела меньшие финансовые возможности и политический вес, но огромный символический капитал, пыталась ограничить себя от выскочек и нуворишей, которые начинали играть более заметную роль. Но их часто представляли в ироническом свете, как людей, лишенных вкуса.
Ставка стала делаться на демонстрацию стиля и вкуса – в противовес богатству и бриллиантам
Кроме того, до начала XX века базовой парадигмой являлись дорогие украшения с драгоценными камнями, из драгоценных металлов, и кто-то мог их себе позволить, а кто-то не мог. Уже тогда существовал огромный рынок подделок, и если кто-то был замечен в поддельных драгоценностях, это была невероятная репутационная потеря. В 1920-е годы с подачи Коко Шанель ситуация изменилась – появилась и стала популярной идея костюмной бижутерии. Появились украшения, которые не стоили ничего, но являлись дополнением к костюму. Пришло другое понимание украшений и костюма, ставка стала делаться на демонстрацию стиля и вкуса как некоего символического капитала в противовес капиталу чисто экономическому, богатству, которое демонстрируется в первую очередь при ношении драгоценностей с бриллиантами, – полагает Ксения Гусарова.
Психолог Ольга Маховская рассуждает о том, почему госчиновники не стесняются носить дорогостоящие украшения, которые никак не соотносятся с их официальным доходом:
– У них уже такая система гарантий, такая история, такая система связей, что не знаю, чего им вообще бояться. Плюс многие люди такого ранга – это люди в возрасте. Они себе очень многое разрешают, что называется, напоследок. Сколько бы ты на себя ни наворачивал драгоценностей, все равно надо сходить с большой сцены, как бы это не хотелось. Поэтому, конечно, им это разрешено. Отмазка же известная – подарил кто-то из близких, часть имущества переписана на родственников, бывших жен и так далее. Мы уже к этому привыкли, что часы дарят невесты, штаны дарят друзья. Это ситуация анекдотическая.
Политики хотят быть похожими на поп-звезд, а не на бюджетников
А то, что источники доходов скрываются, камуфлируются, что они огромны, – по-моему, это обывателю понятно. Вопрос – как уличить и как привлечь. Вот таких прецедентов у нас еще не было. Это не стыдно и на уровне морали для этих избранных. Она у них другая. Мы их оцениваем по меркам морали людей более низких, с их точки зрения, сословий. Так получилось, что эта вертикаль власти предполагала, что политики находятся "наверху". Ничего общего с платоновской идеей, что наверху – поэты. Политики хотят быть похожими на поп-звезд, а не на бюджетников, которые трудятся весь день, и на плечах которых держится эта страна. Вот и все, – считает Ольга Маховская .
Деловой стиль – давно уже не исключительная прерогатива мужского пола. И в первую очередь это доказывают власть придержащие: королевы, президенты, премьеры и канцлеры одеваются разнообразно, но преимущественно строго. Эта статья является продолжением цикла ; это не просто ТОП, а скорее гид по стилевым решениям женщин-политиков.
Королева Иордании Рания. Современный деловой стиль
Рания аль-Абдулла – пример безупречной женской классики. Её стиль не вписывается в рамки жёсткого дресс-кода и всё же остаётся сдержанным. Аккуратные белые рубашки по фигуре, платья ниже колена, деловые костюмы – всё это делает Ранию больше похожей на бизнес-леди, чем на коронованную особу.
Рания блестяще выглядит и в рубашках с брюками…
…и в платьях
Порой она возвращается к национальным истокам, надевая хиджаб, а иногда, напротив, выходит на люди в совсем неформальном свитере. И всё это ей отлично удаётся!
По слухам, любимые дизайнеры королевы – Эли Сааб и Армани. В 2003 году к своему монаршему титулу Рания добавила звание «Королевы элегантности мира» по версии читателей британского журнал «Hello».
Шейха Катара Моза. Женственность по-исламски
Моза удивительно сочетает несочетаемое. С одной стороны – статус одной из трёх жён шейха консервативного исламского государства. С другой – активная государственная и публичная деятельность, борьба за права женщин, частые встречи с европейскими лидерами и любовь к дизайнерским нарядам. При этом шейха почти всегда стремится следовать Шариату в своём облике: голова, ноги и плечи полностью прикрыты одеждой – разве что нет паранджи. Впрочем, бывают и исключения: Мозу иногда можно увидеть даже в брючном . Интересно, что и одежду, и ювелирные изделия она приобретает преимущественно в бутиках европейских марок. У стиля первой леди Катара есть заметные черты:
— Платье в пол с длинным рукавом – до локтя или ниже;
— Головной убор – чаще всего тюрбан;
— Ярко выраженная талия – платье либо перетянуто поясом, либо приталено за счёт кроя;
— Одно заметное украшение – броские бусы или подвески, бриллиантовые серьги и броши.
Благодаря чувству меры шейхи даже вычурные украшения и яркие цвета не кажутся на ней слишком экстравагантными. В деловом российском дресс-коде такой стиль может быть не совсем уместен, но рекомендуем обратить внимание на наряды Мозы при составлении парадного гардероба: в вечернем платье с мусульманским колоритом, безусловно, что-то есть.
Королева-консорт Испании Летисия. «Лёгкий» деловой стиль
Испанские политики-мужчины крайне редко выделялись в XX-XXI веке вкусом в одежде. На помощь имиджу страны пришла женщина: супруга короля Филиппа VI с момента свадьбы в 2004-м и по сей день остаётся одним из всемирных ориентиров стиля. В нём, несмотря на политический регламент, есть характерная для Средиземноморья нотка эротизма. Этого удаётся добиться сочетанием великолепной фигуры королевы (кстати, матери двух дочерей) и безупречно скроенной одежды: платья, юбки-карандаши в сочетании с рубашками, а также женственные жакеты на заказ хоть и формальны, но ни разу не скучны.
Гардероб Летисии ненавязчив…
…но по-деловому сексапилен
Летисия не злоупотребляет украшениями: брошь или тиара – это максимум. Что ещё раз доказывает, что хорошая посадка одежды на хорошей фигуре почти мгновенно решает вопрос стиля, не требуя излишних декораций.
Экс-президент Аргентины Кристина Киршнер. Классика с южноамериканским колоритом
Киршнер – одна из самых смелых женщин-политиков в смысле стиля. Аргентинку характеризуют не только яркий макияж и высокие каблуки, но и интересный подбор одежды.
Экс-президент предпочитает:
— Светлые деловые жакеты с широкими острыми лацканами – не самые традиционные размер и форма. Очень запоминающаяся и «властная» деталь.
— Цветочные мотивы на тканях – в виде принтов или декорации. Обычно умеренные, но иногда и бросающиеся в глаза.
— Заметные украшения, обычно из жемчуга.
Стоит заметить, что не все жакеты хорошо сидят на Киршнер в плечах. Скорее всего они куплены «с вешалки», а не сшиты на заказ. Также иногда образ Киршнер слегка перегружен яркими деталями, но в целом это хороший пример делового стиля для не слишком консервативной бизнес-леди возрастом старше 40.
Кристина Киршнер не отказывается от ярких и броских деталей
Кейт Миддлтон. Лицо элегантного консерватизма
Стиль герцогини Кембриджской одновременно небросок и разнообразен. Миддлтон не ограничивается однотипными платьями и появляется на публике то в формальных жакетах, явно пошитых на заказ, то в аккуратных свитерах с джинсами. Интересная черта, объединяющая большинство платьев и костюмов Кейт – они не прикрывают или еле прикрывают колени. В наши дни это не назовёшь чем-то экстравагантным или смелым, и тем не менее образ мгновенно лишается излишней строгости.
Особенно любит Миддлтон марку Alexander McQueen: длинные жакеты по фигуре сочетают затейливый крой с абсолютной цветовой нейтральностью. Как и все английские женщины-политики Миддлтон не перегружает стиль обилием украшений: ей вполне достаточно шляпки или броши.
На Кейт — удлиненный жакет Alexander McQueen и минимум элегантных аксессуаров
Канцлер Германии Ангела Меркель. Немецкая строгость
Меркель в отличие от всех остальных героинь нашего списка олицетворяет собой девиз «спокойный среди бурь».
Ей нипочём приходящие и уходящие тренды: журналисты даже заметили, что она хранит и иногда надевает одну из своих туник уже больше 18 лет. А крой её жакета на четырёх пуговиц почти не меняется с 2008 года. Иногда только наличие лацканов сменяется их отсутствием, а четыре пуговицы превращаются в три, две или даже одну (вот уж где настоящая анархия).
К сожалению, не все жакеты канцлера идеально сидят по фигуре: многие маловаты в талии, из-за чего образуются несимпатичные заломы, у других воротник не прилегает к шее. Эти проблемы совершенно понятны: у Меркель сложная «грушеобразная» фигура с широкими бёдрами и крайне сутулая спина, так что портным надо постараться в достижении хорошей посадки. Это удаётся им далеко не всегда. Зато, когда фрау Ангела сменяет деловой костюм на экстравагантные вечерние платья, консервативность образа мгновенно сходит на нет.
Дмитрий Черников для B&S
Решение Валентины Матвиенко сложить с себя полномочия губернатора и уйти в Совет Федерации разные эксперты оценивают по-разному. Пока политологи, экономисты, поклонники и оппозиционеры спорят о роли Валентины Ивановны в истории Санкт-Петербурга, стилисты размышляют совсем о другом.
С уходом Валентины Матвиенко Петербург, безусловно, лишится образа яркой, интересной женщины. Ни один из ее возможных преемников уж точно не сможет так часто удивлять горожан новыми нарядами самых разных цветов и оттенков, как делала это она на протяжении всего губернаторства.
«Проводить по одежке» Валентину Ивановну MR7 помогла петербургский имидж-стилист Лана Гришина. Внимательно рассмотрев различные наряды Матвиенко на фотографиях из нашего архива, она дала каждому из них свою оценку.
В целом, по мнению Ланы Гришиной, увы, нельзя сказать, что Валентина Матвиенко всегда со вкусом одета. В ее гардеробе есть красивые вещи, подобранные удачно, но их сочетание не всегда уместно.
Валентина Ивановна грешит отсутствием меры. Крупные кольца, длинные серьги, яркие пиджаки – все это не годится для политика ее ранга.
«Очевидно, что она сильная и властная женщина, а поскольку большинство ее подчиненных мужчины, возможно, ей хочется подчеркнуть эти качества своего характера, - рассуждает стилист. - Она выбирает такие вещи, в которых она яркая, заметная, в которых видно, что она лидер. Но часто получается перебор: излишняя яркость выглядит вычурно, жесткие линии лишают ее женственности, а обилие украшений заставляет задуматься о наличии вкуса.
И еще одна «беда» - в ее образах много сексуальных элементов. Те же крупные кольца, кричащий колорит одежды и аксессуаров, открытая обувь, яркий маникюр – все это неуместно для политика.
Виновата ли в этом сама Валентина Матвиенко или ее стилисты, сказать сложно. А вот исправить можно, была бы на то ее воля.
«Увидит ли Валентина Ивановна этот материал у вас на сайте? – интересуется Лана. - Я хотела бы помочь ей улучшить внешний имидж. Работать стилистом с публичной персоной – очень ответственно, сложно, но одновременно интересно».
А вот как прокомментировала Лана Гришина конкретные образы пока действующего губернатора Петербурга:
«В целом образ достойный и выдержанный. Сочетание черного платья с белым кружевным воротничком придает ему обаяние, но это скорей образ школьницы.
На мой взгляд, колорит слишком насыщенный. Яркий маникюр. В качестве украшения платья выбран шарфик. Я бы остановила выбор на другом цвете.
Волосы хорошо уложены, серьги взяты в тон атласному воротнику. Благодаря этому образ производит впечатление нарядности. Линия очков придает лицу строгость и выразительность, но они не слишком подходят к линеарности лица Валентины Ивановны.
Туфли мне очень нравятся! Форма изумительная, и каблук (хотя я бы предложила пониже). Все отлично кроме одной-единственной вещи - никогда руководитель не должен надевать обувь с красной отделкой подошвы, в этом проявляется кричащая сексуальность.
Черный жаккардовый жакет, отделанный атласной гофрированной лентой, бордовая блуза со слоеным воротником, брошка-бабочка, серьги… Слишком много всего!
Хороший образ. Здесь она выдержанна, выглядит очень свежо. Приятный, с графичным рисунком, шарфик. Единственное, что я бы изменила, это серьги. Лучше бы они прочно сидели на мочке уха. Но в целом все хорошо.
Хороший макияж, хорошая прическа. Не понимаю фактуру и цвет этого платья. На какое мероприятие могла пойти Валентина Ивановна в таком наряде? Не уместна золотая цепочка. Клипсы или серьги, обручальное кольцо – достаточно, остальное – перебор.
Полагаю, что это пихора, отделанная мехом. Почему она выбрала рукав на три четверти? Если бы я выбирала пихору для нее, предложила бы полный рукав. Это удобнее. Не надо думать, что из-под рукава каждый раз будет что-то выглядывать.
Образ жесткий и строгий. Черный костюм и блуза с жабо – жаль, что ее тянет на такие вещи - они ей не идут. Гораздо лучше смотрелась бы просто шелковая блуза под горлышко.
А здесь мне нравится все! Очень хороший колорит шарфика (или платочка) - освежает, смягчает. Коротковорсовый мех – то, что нужно. И маленькое плечо. Она тут очень женственна, умеренна, выдержанна.
Странный образ. Не могу прокомментировать.
Жакет в клеточку, насыщенный зеленый цвет и огромная цепь на шее. Моветон.
Плащ - классический тренч, является прототипом саржевой шинели английского окопного солдата времен первой мировой войны. Мне нравится колорит плаща, а также освежающий изумрудный платок и спокойный розовый лак на ногтях - выглядит очень по-весеннему. Но вот характер линий надо бы смягчить. Длинноват рукав, некрасиво завязан пояс. Образ в целом классический.
Приятный колорит жакета и линии. Но украшения на шнурке и подобные серьги можно надеть на фестиваль эзотериков, для политика они совсем не годятся.
Наряд ассоциируется с пожухлыми осенними листьями и добавляет ей как минимум десяток лет.
Платье вижу, а Валентину Ивановну нет - цвет украл ее. Но линия платья хороша, красивый жаккард, фасонный воротник. Излишней нахожу брошь и крупные перстни на руках. Уже сама по себе красивая ткань, воротник, а брошь перебивает, а еще и на пальцах и ушах – глаза разбегаются. Очки: серебряный цвет для оправы выбран удачно, а вот линия жестковата для ее формы лица. И опять же красные ногти. Ногти женщины-политика не должны быть столь яркими.
В целом производит хорошее впечатление по пропорциям, по линеарности и цвету. Единственное, что смущает – туфли с открытым носком. В этом снова проявление сексуальности, неуместное для высокопоставленной чиновницы.
Слишком яркий колорит жакета смягчает благородный колорит шарфа. Все было бы ничего, если бы на костюме не было узоров-махрушек. Это лишнее. Слишком крупные украшения на пальцах рук и в ушах.
Слишком мрачный образ.
Костюм с анималистическим принтом, отделанный бусами и бисером, выглядит сексуально. Для дружеского ужина в ресторане он подошел бы отлично, но не для работы политика. Хотя цвет и линии костюма гармоничны для Валентины Ивановны.
Длинные висячие серьги, крупный принт одежды, яркие ногти – все вместе составляет впечатление дисгармонии.
А здесь - все хорошо! Колорит очень освежает. Изумительная шелковая блуза. Все гармонично.
Жакет цвета фуксии и розовый фламинго на лацкане. Может быть, ярким цветом Валентина Ивановна хотела соответствовать символике и смыслу праздника «Алые паруса»? Цвет перекрикивает ее и всех вокруг, он контрастирует с общим фоном. Цвет из миллиона красных можно бы выбрать другой. Убрала бы фламинго, но оставила бы этот нежно-розовый замечательный шарфик!
Российские чиновники разной степени важности не раз уличались в любви к дорогостоящим аксессуарам. Чего только стоят часы президентского пресс-секретаря и с недавнего времени молодожена Дмитрия Пескова за 37 миллионов рублей, ставшие в начале августа причиной большого переполоха в СМИ.
Впрочем, дорогие часы – не единственное, что привлекает государственных служащих. В этом списке числятся также разнообразные драгоценности. Правда, к ним нежные чувства чаще всего питают представительницы слабого пола. Проект Алексея Навального ФБК присмотрелся к аксессуарам чиновниц и выяснил их примерную стоимость. Редакция Anews предлагает взглянуть, что предпочитают носить некоторые российские дамы, занимающие государственные посты.
Ирина Яровая, депутат Госдумы
Что – комплект «серьги + колье» Chanel Camelia французского бренда Chanel
Сколько – 804 тыс. рублей
Гульнара Пенькова, пресс-секретарь правительства Москвы
Что – кольцо швейцарского бренда de Grisogono
Сколько – 1,9 миллиона рублей
Анастасия Ракова, заместитель мэра Москвы
Что – колье и серьги французского бренда Van Cleef & Arpels
Сколько – 1,7 миллиона рублей
Не менее примечателен и этот аксессуар из коллекции заместителя мэра – колье в форме бабочки того же бренда, но только за 603 тысячи рублей.
Еще одно дорогостоящее украшение в собрании чиновницы – подвеска британского бренда Graff Diamond. Ее стоимость – 2,5 миллиона рублей.
Что – серьги из культивированного жемчуга японского премиального бренда Mikimoto
Сколько – 2,8 миллиона рублей
Серьги с жемчугом от премиального ювелирного бренда – не единственное дорогое украшение Валентины Матвиенко. В копилке спикера Совфеда также имеются серьги от швейцарского производителя de Grisogono. Их стоимость – 1,5 миллиона рублей.
А еще – британские серьги Graff Diamond стоимостью 1,5 миллиона.
Наталья Сергунина, заместитель мэра Москвы
Что – Колье и кольцо французского бренда Van Cleef & Arpels
Сколько – 2,3 миллиона рублей
Вкус у дам из российской политики, согласитесь, неплохой. Украшения ведь все, как на подбор: лаконичные, но в то же время яркие и оригинальные – способные подчеркнуть чувство стиля и, что немаловажно, хороший уровень дохода. Не исключено, что похожими балуют себя и своих близких представители так называемого «золотого процента», попасть в который не так уж и просто.
Женщины-ювелиры открывают собственные марки, большие Дома приглашают креативных директоров-женщин - в результате появляются украшения, которые хочется носить, а не коллекционировать. Вопрос исследовала Татьяна Соловей.
К моему удивлению, мне удается надеть браслет Messika самой, чему я искренне рада. Обычно обращаюсь за помощью к коллегам, однажды пришлось просить прохожего на улице: украшение расстегнулось, положить его было некуда, и застегивал его в итоге посторонний человек. Дизайнера бренда Валери?Мессику веселит мое предположение, что ее украшения прошли бы тест на феминизм: к ним не должен прилагаться специальный человек (в идеале - мужчина мечты), который помогает их застегнуть.
«Мужчина-ювелир думает, как на женщине будет выглядеть украшение, а меня интересует, как ей в этом живется,?-?объясняет Мессика.?-?Мне нравится делать такие украшения, о которых можно забыть. Как туфли на каблуке: если они комфортны, ты не думаешь о высоте и прекрасно себя чувствуешь». Свои лаконичные тонкие украшения Валери создавала для того, чтобы их можно было носить днем. Они не перегружают образ ювелирными акцентами и идеально вписываются в минималистский гардероб современной девушки.
В этом контексте создают украшения Гайя Репосси («Не люблю слишком буржуазные украшения» -?с такими словами парижская it-girl представила свои знаменитые каффы Repossi на ухо, которые стали трендом), Каролина Гаспар (известная подвесками и браслетами-пульками Akillis), Дельфина Делеттре с ее угловатыми «глазастыми» изделиями. В их украшениях ходит половина гостей на неделях моды и отличницы светских хроник. Эти драгоценности ближе к миру моды, а не ювелирных изделий.
Сближение этих двух миров сказывается как на креативе, так и на пиар-стратегии брендов. Клиенток приучают к регулярным новым коллекциям и идее постоянного обновления ювелирного запаса. В этом случае дизайнер, которая сама великолепно умеет носить золото и бриллианты, ?- лучшая «витрина» бренда. Она понимает, каким должно быть украшение, чтобы вписаться в гардероб и соответствовать ритму жизни. Так вместе современные ювелиры и их клиентки ломают стереотип о том, что драгоценности -?это непременно подарок мужчины. Оно становится покупкой.
«В последнее время появилось больше клиенток, не претендующих на замки под Берлином и ориентированных на современные милые вещицы без крупных камней. Мне кажется, сами женщины сообразили, что им нужно больше доступных ювелирных изделий на каждый день»,?-?считает дизайнер украинского ювелирного бренда Velar Полина Медведева. Ее украшения -?тому иллюстрация. Подвеска-чаинка или брошь с цветком жасмина -?вещи деликатные и некричащие, и надевшую их женщину точно не обвинишь в том, что она перестаралась с аксессуарами.
Раньше женщины носили украшения, которые покупали им мужья и отцы, и это было их социальным обязательством. «Сейчас многие покупают украшения сами и потому хотят носить их, когда и с чем хочется»,?-?считает Катарина Флор, отвечающая за возрождение Дома Fabergé. Потому на тему знаменитых коллекционных яиц Fabergé она создала серию легких полых подвесок, которые предлагает носить днем с простой белой рубашкой. Кроме того, Флор регулярно представляет линейки крупных усыпанных драгоценными каменьями колец и браслетов, таких как Emotion или Rococo,?-?эти украшения сразу превращают наряд smart casual в коктейльный. «Женщины покупают украшения не только ради обладания красивой вещью, а для того, чтобы почувствовать себя особенной или приблизиться к своему представлению об идеале,?-?говорит дизайнер Di.Go Валентина Каллегер.?-?Об этом всегда нужно помнить».
Впрочем, дизайнерам, работающим на большие ювелирные бренды, по-прежнему приходится балансировать между ювелирными традициями и современными веяниями, даже если этот дизайнер -?женщина. Украшения high jewellery попадают в разряд статусных -?они становятся инвестицией. Они работают на территории, где действует правило: мужчина выбирает украшение, ориентируясь на каратность, а женщина -?на красоту. Как, к примеру, Анна-Ева Жеффруа, новый креативный директор Graff. Работая для Дома, сделавшего имя на выдающихся камнях, самым главным она считает умение «почувствовать эмоции драгоценных камней и перевести их на язык дизайна». Вопросы артистизма и мастерства здесь важнее практичности, что и понятно: украшения с редкими камнями -?предметы коллекционные, а не обыденные.